Елена Кургузова
Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по развитию речи
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»
(Старшая группа)
Подготовила и провела:
воспитатель
Кургузова Елена Ивановна
Рубцовск, 2018
Конспект организованной образовательной деятельности
Педагог: Кургузова Елена Ивановна
Образовательная область: речевое развитие
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для средней группы „Чтение рассказа Г, Снегирева „Пингвиний пляж“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Возрастная группа : старшая (5-6 лет)
Тема занятия : «Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж».
Цель: привитие детям дошкольного возраста любви к художественной литературе.
Задачи:
познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов;
расширять знания детей о пингвинах;
учить строить сложноподчиненные предложения;
развивать умение внимательно слушать, слуховую память, мышление.
Предварительная работа:
беседы с детьми о разнообразии птиц на Земле;
отгадывание загадок о птицах;
разучивание двигательных упражнений с использованием ИКТ;
рассматривание глобуса, энциклопедии о птицах;
подготовка презентации.
Методы и приёмы
Игровой: игра «Закончи предложение», пальчиковая гимнастика
Наглядные: рассматривание слайдов.
Практическая деятельность: рассматривание образцов фанеры, обследование.
Словесные: чтение литературного произведения, беседа.
Материалы и оборудование: глобус, проектор, экран, ноутбук, книга с произведением, образцы фанеры.
Обогащение словаря: фанера, экспедиция.
Активизация словаря: пингвинёнок
1. Организационный момент
Цель: настрой детей на предстоящую деятельность; постепенное вовлечение детей в предлагаемую деятельность.
Деятельность детей Деятельность воспитателя Примечания
Дети проявляют интерес, любопытство. Интересуются предстоящей деятельностью.
Дети высказывают свои предположения по поводу увиденного. Здороваются с гостями.
Дети присаживаются на стульчики
Поглаживают пальчики, разминают
Поглаживающими движениями спереди
Массирование кончика носа
Круговые движения по бровям
Поглаживание за ухом
Стряхивание кистями рук
Слегка нажимаем на точку между большим и указательным пальцами
Прячут руки за спиной Готовлю пространство для проведения организованной деятельности. С целью создания сюрпризного момента с детьми общаюсь тихим, таинственным голосом, стараюсь увлечь детей. Обращаю внимание детей на гостей, предлагаю поздороваться.
Привлекаю детей к себе, присаживаюсь на уровень детей. С целью подержания интереса к предстоящей деятельности, предлагаю им отправиться в путешествие.
Сегодня я предлагаю вам не обычное путешествие – в мир удивительных животных. А поможет нам в этом книга.
Предлагаю детям присесть на стулья.
Напоминаю об осанке.
Перед началом путешествия выполняем с детьми точечный массаж.
Гномик в пальчиках живет
Он здоровье нам несет
Горлышко погладил
И по шейке пробежал
А потом у носика точку рисовал
1.2.3.4.5. я решил его поймать
Гнома я в бровях искал
За ушами прятался
Надоело мне играть
Стал я ручками махать
Надавил он на звонок
И пустился со всех ног наутек.
2. Основная часть
Цель:
познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов.
учить строить сложноподчиненные предложения.
расширять знания детей о пингвинах.
развивать умение внимательно слушать, слуховую память, мышление
Это – пингвин!
подходят к экрану
Дети высказывают своё мнение о внешнем виде пингвинов
Крылья, клюв, перья
Подходят к глобусу.
Рассматривают его.
Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.
-Это модель планеты Земля
Дети двигаются под музыку, действуют по показу и импровизируют.
Повторяют слово за воспитателем
Индивидуальные ответы
Дети обследуют образцы.
Высказываются по поводу своих ощущений.
Дети стоят полукругом рядом с воспитателем
Рассматривание детьми старой книги
Дети присаживаются на стулья.
Дети отвечают на мои вопросы, опираясь на содержание прочитанного произведения, и на собственный опыт.
Это рассказ
Потому, что в нем не было волшебства.
Пингвины живут в Антарктиде
Приехал с экспедицией
В этом рассказе пингвины любопытные, забавные, смешные.
На фанере
Потому что, хотел порадовать пингвинов.
Дети дополняют предложения, опираясь на содержание прочитанного.
Пингвины хотели потанцевать
Пингвинам не было бы так весело
Оглядывался на человека С целью поддержания интереса к деятельности предлагаю детям отгадать загадку, и тогда мы узнаем, о ком мы сегодня будем говорить:
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день-деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин,
Семенит сюда…
Предлагаю детям подойти к экрану, соблюдаю дистанцию до экрана(2 м)
Рассматриваем вместе с детьми изображение:
Ребята, давайте рассмотрим картинки пингвинов, какие они в природе.
Поддерживаю беседу, уточняю, поправляю детей в ходе рассуждения.
Удивительная птица!
Что есть у пингвина?
Прошу ответить желающих детей
Крылья у них есть, но не годные для полетов, а годные для плавания. Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча пингвинов.
А знаете еще, что в самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его в лапах-ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама - пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут ходить в море за пищей для малышей.
Предлагаю детям подойти к глобусу: посмотрите на глобус.
Скажите, пожалуйста, что такое глобус?
Поощряю за правильный ответ.
Поднимаю глобус, и показываю детям материк Антарктида.
А вот где находится Антарктида.
Действительно, до Антарктиды много тысяч километров. Вот тут и живут пингвины.
Увлекаю детей на середу группы
– А сейчас представьте, что мы с вами попали на остров, который расположен рядом с Антарктидой
И превратились в маленьких пингвинят, а я буду взрослым пингвином, который присматривает за малышами
Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах,
Как они играют дружно
Показать нам это нужно
Физминутка
«Быть пингвином нелегко»
Снова превращаемся в ребят. Подвожу детей к экрану, соблюдая дистанцию не менее 2-х метров от экрана.
Понять, почему пингвины удивительные птицы, помогут рассказы Геннадия Снегирева
«Пингвиний пляж»
Посмотрите на портрет писателя
Даю время на рассматривание портрета
Он попал в Антарктиду с ЭКСПЕДИЦИЕЙ
ЭКСПЕДИЦИЯ – это путешествие по определенному заданию. Предлагаю детям
Повторить слово
ЭКС-ПЕ-ДИ-ЦИ-Я
Прошу несколько детей произнести это слово.
В рассказе вам еще встретится слово ФАНЕРА- это лист из древесины, который получается при склеивании нескольких слоев деревянных пластин. Фанеру используют при строительстве и изготовлении игрушек и коробочек для хранения игрушек
Подвожу детей к столу с коробочками из фанеры, даю возможность детям обследовать образцы фанеры. Предлагаю высказаться о том, какие на ощупь образцы
Посмотрите, в нашей группе тоже есть коробочки из фанеры
Увлекаю детей ближе к стульям и беру книжку
Ребята! А у меня для вас сюрприз! Когда я была маленькой как вы, и мне тоже было 5 лет, моя подруга подарила мне книжку про пингвинов. Мне очень нравились эти рассказы, когда мне их читала моя мама. Я сохранила эту книгу и хочу вам почитать
Присаживайтесь удобно на стульчики и слушайте
Напоминаю об осанке.
Чтение рассказа Г. Снегирева «Пингвинний пляж».
Беседа по содержанию текста.
Задаю детям вопросы о прочитанном.
-К какому литературному жанру относиться это произведение?
-Почему рассказ, а не сказка?
-Где живут пингвины?
-Как писатель попал в Антарктиду?
-Какие пингвины в этом рассказе?
-На чем пингвины устроили танцы?
- почему автор не убирал фанеру?
Поощряю детей за ответы: Молодцы!
С целью закрепления содержания прочитанного организую игру: «Закончи предложение». Я говорю предложения, а дети продолжают его. Объясняю детям, что предложения они могут строить по-разному.
- К листу фанеры выстроилась очередь, потому что ….
-Если бы пингвин не упал на фанере, то…
-пингвин ни как не мог идти в ногу со всеми, потому, что….
Даю время на рассматривание изображения пингвина.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 4
3. Заключительная часть
Цель: формирование элементарных навыков самоконтроля; рефлексия настроения и эмоционального состояния детей; переключение на другой вид деятельности.
Дети делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы.
Сообщаю детям о том, что наше путешествие закончилось. С целью подведения итогов, задаю детям вопросы:
Вам понравилось путешествовать по страницам книги?
Как назывался рассказ?
-Что нового вы узнали из рассказа?
В ходе беседы слежу за правильностью речи.
С целью поддержания интереса к книге, обращаю внимание детей на то, что в этой книге еще много рассказов о пингвинах, и мы обязательно еще почитаем их.
Отмечаю достижения детей: мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, как активно работали. Спасибо вам!