Елена Кондракова
Консультация для семейного клуба «Читающие родители — читающие дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ЧИТАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ - ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ».
Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Публикация «Консультация для семейного клуба „Читающие родители — читающие дети“» размещена в разделах
Хотите, чтоб ребенок опережал в развитии сверстников? Читайте ему больше! Предположительно можно ответить: «наверное, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок вырос полноценным адекватным членом общества, чтобы был порядочным человеком, «дружащим с головой и душой»».
Но как добиться исполнения этих пожеланий: Цель ясна, остается выработать механизм действий
Один из верных способов (правда нелегкий и не сиюминутный) – это научить своего ребенка быть читающим человеком, заложить в нем потребность читать.
Что это дает, почему именно читающим человеком?
Чтение – это ведь не только процесс, который помогает обучению человека грамоте (и в основном этим занимаются в общеобразовательных учреждениях, но самое главное, это возможность:
- воспитать интеллектуально развитую личность (для которой характерно рациональное познание и творческое мышление);
- личность, которая будет одарена эмоциональными чувствами (умением сопереживать, любить, заботиться, отличать «доброе от злого», не быть безразличной к окружающим людям6);
- на всю последующую жизнь заложить теплые, душевные отношения между двумя, а то и тремя поколениями «родителей-детей».
Для того, чтобы механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка для которого чтение на всю жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо прямое активное («родитель-ребенок» непосредственно) или направляющее участие родителей (по рекомендации родителей для своих детей заниматься в кружках, или по внеклассной форме) по привлечению их детей к чтению.
О том, что детям читать полезно, знают все. Но сколько нужно читать и до какого возраста родительское чтение необходимо детям, знают не все. Русский педагог и психолог Раиль Кашапов знает точно ответы на все эти вопросы.
1. Уделять чтению нужно ежедневно не меньше 1 часа в день. При этом читать ребенку не обязательно беспрерывно целый час, можно читать урывками, по 10-15 минут, в свободное от игры и прогулок время.
2. Важно, чтоб чтение для ребенка было делом систематическим.
3. Чтение – это не только обмен информацией, это намного больше. Это совместное времяпрепровождение родителей и детей, проявление любви.
4. Чтение – это эмпатийное взаимодействие, то есть чтение формирует у ребенка способность эмоционально отзываться на переживания другого человека.
5. Именно во время чтения книг ребенок учится различать добро и зло, усваивает первые нормы морали, учится сочувствовать героям книги.
6. Дети, которым читают с раннего детства, по своему развитию к 7 годам опережают сверстников на 1-2 года.
7. У детей, которым родители читают регулярно не менее 1 часа в день, словарный запас в 2-3 раза больше, чем у тех малышей, кому родители не читают.
8. Читать ребенку вслух необходимо до 12 лет, даже несмотря на то что ребенок уже умеет читать сам. Ведь самостоятельное чтение для ребенка – огромная работа, а когда читает взрослый, ребенок лучше усваивает информацию, запоминает слова и воспринимает переживания героев.
Как заинтересовать и помочь полюбить чтение и книгу?
1. Первое правило, как ни странно гласит:
«Нельзя детей принуждать читать насильно :
помните, что этим Вы можете навсегда отбить желание читать!»
Чтение это не «обязаловка», а увлекательный процесс.
Чтение для ребенка это труд, а любой труд должен поощряться похвалой и поддержкой со стороны старших! Труд по принуждению - утомляет и отвращает (от чтения).
Увлеките, заинтересуйте «творческостью» процесса чтения. Действуйте с ребенком по его правилам – «игрой (но не заигрыванием) в чтение».
(В наше время и существует множество различных текстовых или нарисованных игровых программ по чтению, да и взрослые сами, используя свои знания, смогут придумать что-то подобное).
2. Помните, пожалуйста, что часто именно родители являются примером подражания для своих детей.
Чем раньше родители начинают вкладывать в ребенка представления о жизни, переданные в сказках, былинах, песнях и в других жанрах в повествовательной, стихотворной или иной форме, тем лучше ребенок в дальнейшем будет развиваться. Недаром из поколения в поколение передавалась народная мудрость через колыбельные песни в младенчестве или мудрые сказки в отрочестве.
В детстве формируется отношение ребенка к книге, закладывается любовь или равнодушие к ней.
От Вас, дорогие родители, зависит этот выбор!
3. Любите своих детей, выбирайте для них правильно книги:
- с яркими, но однотонными обложками, с красочными и крупными иллюстрациями (детям легче воспринимать иллюстрации с центральным объектом, чем со множеством мелких деталей, что способствует развитию внимания, помогает вызвать интерес к книге, сформировать образное мышление у ребенка и сделать сам процесс чтения более интересным;
- для детей младшего возраста нужны книги с крупным шрифтом, что поможет повысить усвояемость текста, увеличить скорость чтения.
4 Читайте своим детям книги вслух.
В ваших силах помочь им стать хорошими слушателями (что в свою очередь поможет становлению речевого развития, а в будущем думающими читателями и интересными собеседниками
5. Читайте своим детям «хорошую литературу» :
- фольклорные произведения (сказки, мифы, загадки и др.) – они учат народной мудрости, накопленной нашими предками;
- классическую литературу – произведения Пушкина А. С., Толстого Л. Н., Маршака С. Я., Чуковского К. И. и многих др. – помогающую становлению эмоциональных составляющих духовного мира;
- детские журналы «Мурзилка», «Детское чтение для сердца и разума», «Веселые картинки», «Читайка», «Свирелька» и др., которые вам читали в детстве и на которых воспитано не одно поколение людей.
Эта литература проверена временем и сможет помочь формированию души ребенка.