Анна Афлятунова
Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Читаем вместе с детьми»
Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге.
Что изображено на этой картинке?
Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить. О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём - подробно?
Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?
Чем ты закончишь рассказ об увиденном?
Публикация «Консультация для родителей „Читаем вместе с детьми“» размещена в разделах
Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?
Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»
Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
Как описана природа?
Какие слова и выражения ему запомнились?
Чему научила его книга?
Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Как научить ребенка беречь книги?
Для этого необходимо выполнить следующие правила:
Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
Не читать во время еды.
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
Класть книгу только на чистый стол.
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать скорую помощь «больным» книгам.
Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,
В чтение для детей 4-6-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя.
Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными дошкольнику.
Что из литературы XlX века можно почитать ребенку?
А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане.», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек».
В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».
И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.
В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».
П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»
В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
Д. Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».Л. Н
Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».
К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».
Стихи: А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,
Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.
Что читать дошкольникам из литературы XX столетия
Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова.
Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой,
Веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.
Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия. Игровая поэзия — это стихи
Д. Хармса («Врун», «Миллион»,
Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»,
А И. Введенского («Лошадка»,
Б Заходера («Кит и кот»,
Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»,
Г. Сапгира («Принцесса и людоед»,
А. Усачева («Звукарик»,
. Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне.
Вел собачку на ремне.
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
(Э. Успенский «Память»);
В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду», так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти книгу его стихотворений.
Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество.
Вот только некоторые из них:
М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»
Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».
М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)
К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят рассуждать, как мальчик поступил нехорошо, а девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева.
Многие родители, оценив педагогическую направленность, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми. Прочтите детям:
В. А. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.
В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.
Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.
С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки», рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши», «Сказки о трамвае».
Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.
В. В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др
В. Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
Н. Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».
Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов.
В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».
Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,
Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».
Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.
Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».
Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.
В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке - познавательной и художественной. Многие из сказок Вам знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги сказок, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия.
А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».
Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).
Б. Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».
В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».
Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
М. Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
С. Козлов: «Трям!Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».
Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке?
Вашему вниманию библиотека нашего детского сада, в которой можно почитать детские книги.
Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно, что -то понравится.
Читайте с удовольствием!
Желаем Вам успехов в чтении!