Татьяна Воронцова
Консультация «Четвёртый год жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Четвёртый год жизни ребёнка
Три года - возраст «почемучек», бесконечных вопросов.
Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Ребёнок хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась, - он легко внушаем, раним.
К четырём годам всё это принимает более сложные формы, а главное совершенствуется речь ребёнка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребёнок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковорода- это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.
Темочки:
У ребёнка уже сформированы такие обобщающие понятия: «фрукты», «овощи», «одежда», «обувь», «мебель», «домашние животные»- нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребёнком в магазин и показывали ему эти предметы на прилавках, называя их, определяя величину, форму, цвет. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развёрнутые, подробные ответы.
Следите за своей речью, так как она должна быть образцом для ребёнка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения. Говорите медленно, чётко выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребёнок должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.
Решающее значение имеют хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит ЦНС. Напомню, что речевой аппарат-это органы дыхания, т. е. лёгкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосоведения, т. е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, т. е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые всё ещё испытывают определённые трудности с шипящими (Ш, Ж) или сонорными (Р, Л). Неправильно употребляет ударение, допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
Ребёнок произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове его произносит, в другом - нет.
Нередко, по мере появления нового звука, малыш употребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, например, с появлением звуков Ш, Ж, он начинает заменять ими звуки С, З (САНКИ – ШАНКИ, ЗАЙКА –ЖАЙКА). С появлением звука Р, заменяет звук Л (ЛУК – РУК, ЗЕРКАЛО – ЗЕРКАРО).
Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твёрдые согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься дома с ребёнком дыхательной и артикуляционной гимнастикой.
В нашем дошкольном учреждении проходит логопедическое обследование детей в возрасте 5 лет с письменного согласия родителей. Его цель - выявить детей с нарушениями речи, дать рекомендации родителям. Детям с тяжёлыми нарушениями речи рекомендуются занятия в детских садах, имеющими в своей структуре логопедические группы.
В рамках работы логопункта нашего детского сада оказывается помощь детям с лёгкими нарушениями речи.
Коррекция речевых нарушениях проходит и в рамках платных образовательных услуг «Весёлый язычок» (4,5-5 лет) «Логоритмика», занятия по фитнесу.