Наталья Борисовна Любимова
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Любимова Н. Б., воспитатель.
Учреждение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57»
Адрес: Россия, Ивановская область, г. Иваново
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
А задача воспитателя и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки патриотизма, который зарождается в познании, а формируется в процессе систематического и целенаправленного воспитания.
В работе я использую различные формы и методы. Это беседы, рассматривание картин и фотографий, документов, чтение художественной литературы, различные игры и труд, праздники и развлечения, выставки и конкурсы, посещение музеев, экскурсии и целевые прогулки и т. д.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Каждый год мы с детьми подготавливаем для мам праздник, концерт ко Дню Матери, придумываем для них увлекательные игры и сценарии. В этом году мальчики наряжались в русские костюмы и пели для мам частушки, рассказывали шуточные стихи, мамы делали в этом году стильные и необычные прически не только себе, но и своим детям (в том году были шикарные костюмы из бросового материала). Мы стараемся сделать для наших родных и любимых, что-то необычное, поэтому мамы, папы и дедушки с бабушками очень любят приходить к нам в гости. Мы часто собираемся на чаепитие, а мамы и бабушки любят угощать нас чем-то вкусным. В этом году так получилось, что родительское собрание закончилось чаепитием и поздравлением мамы одной девочки с днем рождения, это было здорово. Мы стали отмечать не только дни рождения детей, а теперь и их родителей. Как были довольны дети, что для мамы мы водили хоровод «Каравай» и пели для нее песню «Пусть бегут неуклюже». Всей группой вместе с детьми и родителями мы нарисовали букет цветов в подарок маме.
Отмечали мы с детьми и день пожилого человека. Назвали мы его праздник для бабушек и дедушек, на празднике мы поднимали настроение нашим любимым и дорогим, они с удовольствием играли с нами в наши игры «Разбери крупу для каши», «Спой колыбельную для внука или внучки», «Накорми бабушку бананом», «Кто больше наловит рыбы» и во многие другие игры. Угощали нас бабушки любимым лакомством – фаршированными блинами, блины удались на славу. Все остались довольны. А бабушек мы еще и короновали «Супер бабушка».
Рассказывают дети и о своих любимцах-питомцах, как ухаживают они за ними проявляя заботу. Мы составили альбом «Наши милые питомцы», где написали о них небольшие рассказы.
В альбоме «Наша жизнь в группе» мы рассказываем о наших путешествиях по району, где находится наш детский сад. Мы приходим в те дворы, где живут наши дети, а они нам рассказывают о своем доме.
В альбоме «Это он, а это я – группа дружная моя» мы вкладываем интересные фотографии с утренников, которые приносят дети, и детские фотографии с различных семейных праздников.
В альбоме «Мама, папа, я – счастливая семья» есть фотографии детей и родителей.
У каждого человека понятие «Родина». свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Поэтому мы начали свою работу с детьми и родителями с семьи. Предложили родителям вместе с детьми составить древо семьи. Некоторых родителей это очень увлекло, они не только составили, но и красиво все это оформили.
Родители принимали активное участие в различных конкурсах, посвященных встрече Нового года, ведь Новый год - это семейный праздник, они делали елочки из бросового материала «Сбережем елочку, красавицу наших лесов», изготовление новогодних открыток. Принимали дети участие и в конкурсе, который устроила Справедливая Россия «Мороз Красный Нос». Провели собрание родителей вместе с детьми на тему: «Когда семья вместе, то и душа на месте!», на нем дети вместе с родителями рисовали себя на ладошках. Готовясь к собранию мы попросили детей нарисовать свою семью в виде сказочных героев, а затем попросили на собрании, чтобы родители угадали и выбрали свою семью. Было интересно не только детям, но и их родителям. Готовясь к встрече с родителями, мы стараемся подобрать материал так, чтобы было интересно не только детям, но и родителям. Ведь мы встречаемся с родителями каждый день, обсуждаем с ними проблемы, а на родительские собрания они ходят, чтобы узнать и получить что-то новое. Поэтому на собрания к нам ходят все: мамы вместе с папами, даже бабушки приходят. Родители поддерживают нас во всех начинаниях, так как им самим интересно.
Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Театр», «Больница», «Приходи в гости», «Салон красоты» и другие.
Дидактические игры «Назови правильно», «Мой город», «Наша Родина», «Города Золотого кольца России», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Кругосветное путешествие» и другие.
Детям интересны экскурсии по детскому саду – это кабинеты логопеда и дефектологов, кухня и кабинет заведующей и завхоза, прачечная и медицинский кабинет, в нашем садике есть уголок «русской избы», где мы с детьми очень часто занимаемся, там проходит знакомство с русским бытом, старинными вещами (самоваром, лаптями, утюгами, керосиновой лампой, ступкой, люлькой, веретеном, прялкой, рушником, чугунками и ухватом). Среди этих вещей там живет домовенок Кузя, с которым мы любим играть. Кузя поздравляет нас с праздниками, а мы отмечаем ему день рождения, дети приносили из дома для него сладости, играют с ним в различные игры. Детям он очень нравится. Даже друзей ему делали вместе с родителями, каждая семья делала своего домовенка (был конкурс домовят). На 1 апреля родители придумывали своему ребенку костюм домового.
Побывали мы и в нашем краеведческом музее. В музее мы увидили единственные в мире астрономические часы, природу нашего края, побывали на выставке игрушек, были в зале оружия.
В музее ситца были на занятии «Как рубашка в поле выросла», узнали о нелегком труде наших предков, познакомились с процессом прядения, с русским национальным костюмом – сарафаном, узнали, почему парни в старину носили пояса. Были в зале, который посвящен почетному гражданину нашего города В. М. Зайцеву.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери. Сказки открывают ему окно в мир, вселяют надежду, веру и добро.
Мы стараемся подобрать детскую литературу так, чтобы это было интересно детям. Это пословицы и поговорки про семью и маму, про Родину. Они вместе со сказками формируют у детей начало любви к своему народу, к своей стране. Дети очень любят и сказки А. С. Пушкина. Родители помогли сделать игру «По сказкам А. С. Пушкина». Родители помогают нам в устройстве книжных выставок. Большую помощь в организации выставок и различных мероприятий нам помогают библиотека ВОС и филиал научной библиотеки. Про народные праздники нам рассказывает театр «Корноватка», библиотеки для детей и юношества.
Знакомим мы детей и с народными праздниками Масленица и Пасха, играем с ними в игры, игры с крашенками, лепим и делаем аппликацию крашенок. Участвуем в пасхальных конкурсах рисунков и поделок (родители и дети).
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставляя в его памяти яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции.
Мы часто путешествуем с детьми по нашему родному городу. Это и экскурсии в зоопарк, там мы рассматривали животных и птиц, приняли участие в акции «Накорми животное».
Были мы и на почте, где мы отправили письмо, которое написали Деду Морозу, там же мы получали посылку от нашего другу Дядюшки АУ, который живет в лесу.
Каждый год 1 сентября мы ходим к школам 22 и 32, где учатся наши выпускники, посетили музей боевой славы школы №22, которым гордится эта школа.
Каждый год вместе с родителями мы ходим к памятнику, посвященному учителям и ученикам 32 школы, погибшим в годы ВОВ.
Совершили мы экскурсию и в магазин «Сюрприз», где покупали книги и канцтовары.
Ходили – гуляли по улицам нашего города Ермака и Дзержинского, Тимирязева, Мальцева. Заглядывали во дворы, где живут наши дети.
Были на экскурсии на стадионе, интересовались, как тренируется наша команда «Текстильщик».
Ходили на экскурсию в парк, где рассматривали деревья, выставку железных фигур, отдыхали на бревнышке и водили хоровод вокруг березки.
Есть в нашем районе и интересные дома, к которым мы тоже ходили – Это школа № 32, здание которой похоже на птицу, и дом-корабль.
Ездили мы и к Мемориалу, посвященному участникам фронта и тыла. Были в поэтическом сквере, рассматривали памятники нашим ивановским поэтам Е. Лебедеву и Н. Майорову. Фотографировались около памятника Д. И Бурылину, который поставлен почетному гражданину города Иванова.
В свободное время мы слушаем с детьми произведения русских композиторов, стараемся послушать песни о родном городе и России, устраиваем театрализованные представления по произведениям А. С. Пушкина для младших детей, показываем им сказки.
Формирование у детей любви к Родине начинается с накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения ими принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение их к миру культуры.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием России, как своей Родины. Дети вместе с воспитателями рассматривают глобус и географическую карту, карту «Обитатели Земли», где представляют свои путешествия и знакомятся с природой данного района. Дети любят игру «Путешествия», они сами выбирают, на каком транспорте мы будем его совершать.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого – не знает ничего». Знакомя детей со знаменитыми россиянами, мы воспитываем у них гордость за имя, которое им дали родители при рождении. Родители с удовольствием откликнулись на наше предложение и приняли участие, нашли знаменитых российских тезок своих детей.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Мы знакомим детей не только со своим родным городом, но и близлежащими городами – это города Ивановской области и города, находящиеся рядом с нашей областью. В группе ведутся альбомы: «Вспоминая лето», в нем дети вместе с родителями рассказывают о своих путешествиях и приносят фотографии. Альбом «Города России», дети приносят открытки и фотографии о тех городах России, где они побывали с родителями. В этом году родители помогли собрать нам коллекцию магнитов «Города России», в которых побывали вместе с детьми. В эту коллекцию входят и города Ивановской области. В группе есть альбомы: про наш город «Мой родной город – Иваново», «Наш современный город», «Города Ивановской области» (Плес, Шуя, Кинешма, Приволжск, Фурманов и Вичуга, «Памятники города Иванова», «Улицы города Иванова, названные в честь героев ВОВ». Воспитатели вместе с детьми у импровизированного костра пели военные песни, а дети с большим удовольствием их подпевали. Показывали детям видеофильмы о параде на Красной площади и салют Победы 9 мая 1945 года. Слышали звук метронома и сигнал воздушной тревоги, не оставили наших детей равнодушными и голос диктора военного времени Левитана.
Предложила родителям вместе с детьми съездить в старинный русский, соседний город Кострому на экскурсию, родители меня поддержали.
В группе есть альбомы: «Защитники России» и «Военная техника России», организовывали выставку военной техники, на 9 мая делали ветеранам поздравительные открытки и ходили к ним домой их поздравлять. Приглашали ветеранов к нам на праздничный концерт и дарили небольшие сувениры.
Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам надо сделать немало, надо сделать так, чтобы они полюбили то место, где они родились и живут.
Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали источниками любви к родному городу и к людям, живущим в нем. Именно с детства у человека сохраняются самые добрые и светлые воспоминания.
Был разработан о городе, который знают под названием «Родина первого Совета», «Город невест», «Ситцевый край», текстильная столица России, а также «Русский и Красный Манчестер», о городе, который входит в Золотое кольцо России.
Воспитывать у ребенка любовь к Родине должны не только воспитатели, но и родители. Такой вывод я сделала после того, как родителям была предложена анкета по патриотическому воспитанию. Поэтому мы продолжили работу дальше. Мы стали знакомить детей с официальными (герб, гимн, флаг) и неофициальными символами России (самовар, матрешка, березка, соловей, веник, ромашка, богатырь, валенки, балалайка, ложки, гармошка, печь, каша и другие). Нашли и рассказали про эти символы, рассказали им легенду о цветке васильке. Выучили стихи об неофициальных символах. Украшали березку ленточками. Провели конкурс венков. Каких только венков не наплели родители, даже из конфет. А мы учили детей плести венки из травы. Слушали пение соловья. Рисовали матрешек. Организовала выставку «Матрешки из России», в которой помогли родители, нашли даже старинные матрешки и матрешек в виде сказочных героев. Дети вместе с родителями принимали участие в выставке рисунков «Это наша Родина – милая Россия, нет другой на свете Родины такой», на рисунках были и самовар, и березка, и богатыри, и матрешки.
Беседовали мы с детьми и о нашей национальной кухне: каше и блинах с пирогами. Сами пекли пироги из настоящей муки, разбирали крупу на кашу, пекли на сковородке блины, да ставили в чугунках на ухвате в печь.
Оформили уголок России на участке, где посадили ромашки и васильки (садовые и полевые – принесли родители)
Оформили уголок России в группе – родители помогли сделать макет березки, а мы с детьми раскрасили ее, сделали ей листочки и сделали вокруг березки хоровод матрешек.
Родители помогли сделать игру «Города Золотого кольца России». В уголке есть портрет нашего президента, флаг России и альбомы «Москва – главный город России», «Символы России» и открытки про разные города России.
В группе есть уголок с русскими народными промыслами России, где стоят богородские и дымковские игрушки, матрешки и трещетки, куклы изо льна. В уголке есть альбомы и трафареты по различным видам росписи: Хохлома, Дымка, Городец, Жостово и Гжель.
Вся эта работа была проведена в рамках проекта «Горжусь тобой, моя Россия».
Чтобы быть сильными и смелыми мы принимаем с детьми участие в Параолимпийских играх, где заняли 2 место. Привлекали мы родителей и к участию в различных спортивных соревнованиях, есть и магнит с символами Сочинской олимпиады. Есть в группе и альбом по всем видам спорта. Ходим мы и на стадион, там интересуемся успехами нашей футбольной команды «Текстильщик», даже посчастливилось наблюдать за их тренировкой.
Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к своей Родине.