Приложение МААМ

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Наталья Борисовна Любимова
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Автор статьи: Любимова Н. Б., воспитатель.

Учреждение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 57»

Адрес: Россия, Ивановская область, г. Иваново

Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Темочки:

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

А задача воспитателя и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки патриотизма, который зарождается в познании, а формируется в процессе систематического и целенаправленного воспитания.

В работе я использую различные формы и методы. Это беседы, рассматривание картин и фотографий, документов, чтение художественной литературы, различные игры и труд, праздники и развлечения, выставки и конкурсы, посещение музеев, экскурсии и целевые прогулки и т. д.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Каждый год мы с детьми подготавливаем для мам праздник, концерт ко Дню Матери, придумываем для них увлекательные игры и сценарии. В этом году мальчики наряжались в русские костюмы и пели для мам частушки, рассказывали шуточные стихи, мамы делали в этом году стильные и необычные прически не только себе, но и своим детям (в том году были шикарные костюмы из бросового материала). Мы стараемся сделать для наших родных и любимых, что-то необычное, поэтому мамы, папы и дедушки с бабушками очень любят приходить к нам в гости. Мы часто собираемся на чаепитие, а мамы и бабушки любят угощать нас чем-то вкусным. В этом году так получилось, что родительское собрание закончилось чаепитием и поздравлением мамы одной девочки с днем рождения, это было здорово. Мы стали отмечать не только дни рождения детей, а теперь и их родителей. Как были довольны дети, что для мамы мы водили хоровод «Каравай» и пели для нее песню «Пусть бегут неуклюже». Всей группой вместе с детьми и родителями мы нарисовали букет цветов в подарок маме.

Отмечали мы с детьми и день пожилого человека. Назвали мы его праздник для бабушек и дедушек, на празднике мы поднимали настроение нашим любимым и дорогим, они с удовольствием играли с нами в наши игры «Разбери крупу для каши», «Спой колыбельную для внука или внучки», «Накорми бабушку бананом», «Кто больше наловит рыбы» и во многие другие игры. Угощали нас бабушки любимым лакомством – фаршированными блинами, блины удались на славу. Все остались довольны. А бабушек мы еще и короновали «Супер бабушка».

Рассказывают дети и о своих любимцах-питомцах, как ухаживают они за ними проявляя заботу. Мы составили альбом «Наши милые питомцы», где написали о них небольшие рассказы.

В альбоме «Наша жизнь в группе» мы рассказываем о наших путешествиях по району, где находится наш детский сад. Мы приходим в те дворы, где живут наши дети, а они нам рассказывают о своем доме.

В альбоме «Это он, а это я – группа дружная моя» мы вкладываем интересные фотографии с утренников, которые приносят дети, и детские фотографии с различных семейных праздников.

В альбоме «Мама, папа, я – счастливая семья» есть фотографии детей и родителей.

У каждого человека понятие «Родина». свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Поэтому мы начали свою работу с детьми и родителями с семьи. Предложили родителям вместе с детьми составить древо семьи. Некоторых родителей это очень увлекло, они не только составили, но и красиво все это оформили.

Родители принимали активное участие в различных конкурсах, посвященных встрече Нового года, ведь Новый год - это семейный праздник, они делали елочки из бросового материала «Сбережем елочку, красавицу наших лесов», изготовление новогодних открыток. Принимали дети участие и в конкурсе, который устроила Справедливая Россия «Мороз Красный Нос». Провели собрание родителей вместе с детьми на тему: «Когда семья вместе, то и душа на месте!», на нем дети вместе с родителями рисовали себя на ладошках. Готовясь к собранию мы попросили детей нарисовать свою семью в виде сказочных героев, а затем попросили на собрании, чтобы родители угадали и выбрали свою семью. Было интересно не только детям, но и их родителям. Готовясь к встрече с родителями, мы стараемся подобрать материал так, чтобы было интересно не только детям, но и родителям. Ведь мы встречаемся с родителями каждый день, обсуждаем с ними проблемы, а на родительские собрания они ходят, чтобы узнать и получить что-то новое. Поэтому на собрания к нам ходят все: мамы вместе с папами, даже бабушки приходят. Родители поддерживают нас во всех начинаниях, так как им самим интересно.

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Театр», «Больница», «Приходи в гости», «Салон красоты» и другие.

Дидактические игры «Назови правильно», «Мой город», «Наша Родина», «Города Золотого кольца России», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Кругосветное путешествие» и другие.

Детям интересны экскурсии по детскому саду – это кабинеты логопеда и дефектологов, кухня и кабинет заведующей и завхоза, прачечная и медицинский кабинет, в нашем садике есть уголок «русской избы», где мы с детьми очень часто занимаемся, там проходит знакомство с русским бытом, старинными вещами (самоваром, лаптями, утюгами, керосиновой лампой, ступкой, люлькой, веретеном, прялкой, рушником, чугунками и ухватом). Среди этих вещей там живет домовенок Кузя, с которым мы любим играть. Кузя поздравляет нас с праздниками, а мы отмечаем ему день рождения, дети приносили из дома для него сладости, играют с ним в различные игры. Детям он очень нравится. Даже друзей ему делали вместе с родителями, каждая семья делала своего домовенка (был конкурс домовят). На 1 апреля родители придумывали своему ребенку костюм домового.

Побывали мы и в нашем краеведческом музее. В музее мы увидили единственные в мире астрономические часы, природу нашего края, побывали на выставке игрушек, были в зале оружия.

В музее ситца были на занятии «Как рубашка в поле выросла», узнали о нелегком труде наших предков, познакомились с процессом прядения, с русским национальным костюмом – сарафаном, узнали, почему парни в старину носили пояса. Были в зале, который посвящен почетному гражданину нашего города В. М. Зайцеву.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери. Сказки открывают ему окно в мир, вселяют надежду, веру и добро.

Мы стараемся подобрать детскую литературу так, чтобы это было интересно детям. Это пословицы и поговорки про семью и маму, про Родину. Они вместе со сказками формируют у детей начало любви к своему народу, к своей стране. Дети очень любят и сказки А. С. Пушкина. Родители помогли сделать игру «По сказкам А. С. Пушкина». Родители помогают нам в устройстве книжных выставок. Большую помощь в организации выставок и различных мероприятий нам помогают библиотека ВОС и филиал научной библиотеки. Про народные праздники нам рассказывает театр «Корноватка», библиотеки для детей и юношества.

Знакомим мы детей и с народными праздниками Масленица и Пасха, играем с ними в игры, игры с крашенками, лепим и делаем аппликацию крашенок. Участвуем в пасхальных конкурсах рисунков и поделок (родители и дети).

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставляя в его памяти яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции.

Мы часто путешествуем с детьми по нашему родному городу. Это и экскурсии в зоопарк, там мы рассматривали животных и птиц, приняли участие в акции «Накорми животное».

Были мы и на почте, где мы отправили письмо, которое написали Деду Морозу, там же мы получали посылку от нашего другу Дядюшки АУ, который живет в лесу.

Каждый год 1 сентября мы ходим к школам 22 и 32, где учатся наши выпускники, посетили музей боевой славы школы №22, которым гордится эта школа.

Каждый год вместе с родителями мы ходим к памятнику, посвященному учителям и ученикам 32 школы, погибшим в годы ВОВ.

Совершили мы экскурсию и в магазин «Сюрприз», где покупали книги и канцтовары.

Ходили – гуляли по улицам нашего города Ермака и Дзержинского, Тимирязева, Мальцева. Заглядывали во дворы, где живут наши дети.

Были на экскурсии на стадионе, интересовались, как тренируется наша команда «Текстильщик».

Ходили на экскурсию в парк, где рассматривали деревья, выставку железных фигур, отдыхали на бревнышке и водили хоровод вокруг березки.

Есть в нашем районе и интересные дома, к которым мы тоже ходили – Это школа № 32, здание которой похоже на птицу, и дом-корабль.

Ездили мы и к Мемориалу, посвященному участникам фронта и тыла. Были в поэтическом сквере, рассматривали памятники нашим ивановским поэтам Е. Лебедеву и Н. Майорову. Фотографировались около памятника Д. И Бурылину, который поставлен почетному гражданину города Иванова.

В свободное время мы слушаем с детьми произведения русских композиторов, стараемся послушать песни о родном городе и России, устраиваем театрализованные представления по произведениям А. С. Пушкина для младших детей, показываем им сказки.

Формирование у детей любви к Родине начинается с накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения ими принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение их к миру культуры.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием России, как своей Родины. Дети вместе с воспитателями рассматривают глобус и географическую карту, карту «Обитатели Земли», где представляют свои путешествия и знакомятся с природой данного района. Дети любят игру «Путешествия», они сами выбирают, на каком транспорте мы будем его совершать.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого – не знает ничего». Знакомя детей со знаменитыми россиянами, мы воспитываем у них гордость за имя, которое им дали родители при рождении. Родители с удовольствием откликнулись на наше предложение и приняли участие, нашли знаменитых российских тезок своих детей.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Мы знакомим детей не только со своим родным городом, но и близлежащими городами – это города Ивановской области и города, находящиеся рядом с нашей областью. В группе ведутся альбомы: «Вспоминая лето», в нем дети вместе с родителями рассказывают о своих путешествиях и приносят фотографии. Альбом «Города России», дети приносят открытки и фотографии о тех городах России, где они побывали с родителями. В этом году родители помогли собрать нам коллекцию магнитов «Города России», в которых побывали вместе с детьми. В эту коллекцию входят и города Ивановской области. В группе есть альбомы: про наш город «Мой родной город – Иваново», «Наш современный город», «Города Ивановской области» (Плес, Шуя, Кинешма, Приволжск, Фурманов и Вичуга, «Памятники города Иванова», «Улицы города Иванова, названные в честь героев ВОВ». Воспитатели вместе с детьми у импровизированного костра пели военные песни, а дети с большим удовольствием их подпевали. Показывали детям видеофильмы о параде на Красной площади и салют Победы 9 мая 1945 года. Слышали звук метронома и сигнал воздушной тревоги, не оставили наших детей равнодушными и голос диктора военного времени Левитана.

Предложила родителям вместе с детьми съездить в старинный русский, соседний город Кострому на экскурсию, родители меня поддержали.

В группе есть альбомы: «Защитники России» и «Военная техника России», организовывали выставку военной техники, на 9 мая делали ветеранам поздравительные открытки и ходили к ним домой их поздравлять. Приглашали ветеранов к нам на праздничный концерт и дарили небольшие сувениры.

Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам надо сделать немало, надо сделать так, чтобы они полюбили то место, где они родились и живут.

Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали источниками любви к родному городу и к людям, живущим в нем. Именно с детства у человека сохраняются самые добрые и светлые воспоминания.

Был разработан о городе, который знают под названием «Родина первого Совета», «Город невест», «Ситцевый край», текстильная столица России, а также «Русский и Красный Манчестер», о городе, который входит в Золотое кольцо России.

Воспитывать у ребенка любовь к Родине должны не только воспитатели, но и родители. Такой вывод я сделала после того, как родителям была предложена анкета по патриотическому воспитанию. Поэтому мы продолжили работу дальше. Мы стали знакомить детей с официальными (герб, гимн, флаг) и неофициальными символами России (самовар, матрешка, березка, соловей, веник, ромашка, богатырь, валенки, балалайка, ложки, гармошка, печь, каша и другие). Нашли и рассказали про эти символы, рассказали им легенду о цветке васильке. Выучили стихи об неофициальных символах. Украшали березку ленточками. Провели конкурс венков. Каких только венков не наплели родители, даже из конфет. А мы учили детей плести венки из травы. Слушали пение соловья. Рисовали матрешек. Организовала выставку «Матрешки из России», в которой помогли родители, нашли даже старинные матрешки и матрешек в виде сказочных героев. Дети вместе с родителями принимали участие в выставке рисунков «Это наша Родина – милая Россия, нет другой на свете Родины такой», на рисунках были и самовар, и березка, и богатыри, и матрешки.

Беседовали мы с детьми и о нашей национальной кухне: каше и блинах с пирогами. Сами пекли пироги из настоящей муки, разбирали крупу на кашу, пекли на сковородке блины, да ставили в чугунках на ухвате в печь.

Оформили уголок России на участке, где посадили ромашки и васильки (садовые и полевые – принесли родители)

Оформили уголок России в группе – родители помогли сделать макет березки, а мы с детьми раскрасили ее, сделали ей листочки и сделали вокруг березки хоровод матрешек.

Родители помогли сделать игру «Города Золотого кольца России». В уголке есть портрет нашего президента, флаг России и альбомы «Москва – главный город России», «Символы России» и открытки про разные города России.

В группе есть уголок с русскими народными промыслами России, где стоят богородские и дымковские игрушки, матрешки и трещетки, куклы изо льна. В уголке есть альбомы и трафареты по различным видам росписи: Хохлома, Дымка, Городец, Жостово и Гжель.

Вся эта работа была проведена в рамках проекта «Горжусь тобой, моя Россия».

Чтобы быть сильными и смелыми мы принимаем с детьми участие в Параолимпийских играх, где заняли 2 место. Привлекали мы родителей и к участию в различных спортивных соревнованиях, есть и магнит с символами Сочинской олимпиады. Есть в группе и альбом по всем видам спорта. Ходим мы и на стадион, там интересуемся успехами нашей футбольной команды «Текстильщик», даже посчастливилось наблюдать за их тренировкой.

Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к своей Родине.

Публикации по теме:

Фотоотчет по патриотическому воспитанию дошкольников «Наш семейный альбом»Фотоотчет по патриотическому воспитанию дошкольников «Наш семейный альбом» Нравственно- патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи. Именно в семье формируется первое отношение к миру природы, к миру животных,.

Месячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителямиМесячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителями В феврале 2017 года в нашем детском саду прошёл традиционный месячник по патриотическому воспитанию. Цель: развитие и укрепление основ.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Тематическая неделя по патриотическому воспитанию дошкольников «Мы — славяне» Понедельник 26 октября тема недели «Мы -славяне» Музыка «Звени и пой, златая Русь!» выступление фольклорного ансамбля «Станичники» под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 28 мая 2023 в 21:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Борисовна Любимова (УИ 2819815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД