Анастасия Морнова
Центр патриотического воспитания в группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№12» города Ярославля
«Центр патриотического воспитания в группах ДОУ».
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.
Разработала: А. А. Морнова –
Публикация «Центр патриотического воспитания в группах ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Уголки и центры в группах
- Темочки
воспитатель первой категории.
Ярославль, 2024г.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
ЦЕЛЬ: Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее страны.
Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные.
ЗАДАЧИ:
• воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование уважения к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Формы работы:
Создание РППС по патриотическому воспитанию; тематические занятия; взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал). Досуги; общественно-значимые акции (Бессмертный полк); выставки детских работ; спортивные праздники; детские и детско-взрослые проекты; творческие конкурсы и конкурсы чтецов; создание мини-музеев; онлайн-экскурсии; проведение патриотических праздников; театральные представления.
Средства патриотического воспитания :
Окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Условия:
Комплексный подход; знание педагогом истории и культуры своего народа; правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности); тематическое построение материалов; совместная работа детского сада и семьи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ.
Младший дошкольный возраст
• Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем» (достопримечательности города);
• Флаг России, Герб России;
• Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
• Предметы русской старины;
• Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
• Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.)
Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия.
Для детей 2-3 лет
Задача: знакомство с самим собой, своей семьей.
Содержание:
• Познакомить детей с добрыми поступками в семье и окружении.
• Показать примеры заботы о животных и растениях.
• Изучение произведений, отражающих взаимоотношения в семье.
Для детей 3-4 лет:
Задача: развивать представления о малой Родине и выражать это в разных видах деятельности.
Содержание:
• Познакомить с названием своего места жительства.
• Показать ближайшее окружение детского сада (здания, природу).
• Обсудить, где дети любят проводить время в своем городе.
• Поддерживать эмоциональное отношение к природе родного края.
• Включать детей в разные виды деятельности, где они могут выразить свои впечатления о малой родине (рассказы, рисунки, игры и др.).
Для детей 4-5 лет:
Задачи:
• Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам.
• Развивать интерес к главным достопримечательностям своего города.
Содержание:
• Укреплять чувства привязанности к России.
• Знакомить с государственной символикой
• Познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы).
• Познакомить с памятными местами, связанными с праздниками.
• Рассказывать о главных местах города, развивать интерес к ним.
• Поддерживать интерес детей к красоте своей малой родины.
• Включать детей в разные виды деятельности (рассказы, игры, изображения) по выражению чувств к Родине.
• Поддерживать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ.
Старший дошкольный возраст
• Глобус, физическая карта России, политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб города, Гимн России, портрет Президента РФ.
• Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.
• Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.
• Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.
• Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.
• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
• Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».
• Записи сказок и патриотических песен.
• Игры по патриотическому воспитанию.
• Атрибуты для с/ р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали.
• Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.
Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия.
Для детей 5-6 лет: Задачи:
• Воспитывать любовь и уважение к Родине и её культурному наследию.
• Развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества.
Содержание:
• Воспитывать любовь и уважение к России, знакомить с её символами (герб, флаг, гимн).
• Познакомить с многонациональной природой России и уважением к разным национальностям.
• Развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через рисование, игры и обсуждения.
• Расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, день народного единства, день государственного флага РФ, день государственного герба РФ, день защитника Отечества, день Победы, всемирный день авиации и космонавтики)
Для детей 6-7 лет: Задачи:
• Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур.
• Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране.
• Развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве.
• Воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.
Содержание:
• Знакомить с государственной символикой России и её особенностями.
• Познакомить детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам.
• Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия.
• Рассказывать о городских событиях, днях рождения города и праздновании военных побед.
• Расширять знания о государственных и местных праздниках.
• Воспитывать гордость за достижения России в науке, спорте и искусстве.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи — это отношение к родителям как к партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции».
Консультации на стендах для родителей; на сайте ДОУ.
Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Мой любимый город»; изготовление альбома «Моя малая Родина».
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, полезной и вредной пищи для детей.
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Совместные детско-родительские встречи в различных формах: Конкурсы, спортивные мероприятия; вечер народных игр и забав; посиделки, досуги.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание :
• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004
• Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с. / Н. В. Алешина
• Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. - М. : Айрис – Пресс, 2005
• Конкевич С. В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет) : учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
• Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".
• Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
• Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М. : «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
• Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М. : Учитель, 2016 г.
• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С, Жигналь Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
• Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
• Шорыгина Т. А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М. : ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)