Людмила Евгеньевна
Консультация по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым — здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, это те технологии, которые направлены на решение задач: сохранения, поддерживания и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Публикация «Консультация по здоровьесберегающим технологиям „Быть здоровым — здорово!“» размещена в разделах
Цель здоровье сберегающих технологий в отношении к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитания волеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать и охранять его, волеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической самопомощи и помощи.
Мне, как инструктору по физической культуре, наиболее близки физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ, которые направлены на физразвитие и укрепления здоровья ребёнка. Всю оздоровительно-развивающую работу делю на две взаимосвязанные линии:
- приобщение к физкультуре;
- развивающие формы оздоровительной работы.
Немало предпочтения в своей работе отдаю систематическому проведению оздоровительной гимнастики. Физические упражнения провожу и во время утренней гимнастики, и во время проведения физзанятий, физкультурных праздников, соревнований и т. д. Многофункциональность общеразвивающих упражнений способствуют оздоровлению детского организма, развивают силу мышц, формируют правильную осанку.
И в комплекте к ним, игровые задания, подвижные игры служат дополнением к длительным нагрузкам и делают оздоровительный комплекс более интересным, увлекательным. Каждое занятие стараюсь построить разнообразным, в младшей дошкольном возрасте делаю это в игровой форме т. к. известно, что важнейшие психические и физические качества закладываются в игре. Определенная система движений первоначально отрабатывается у ребенка на реальных предметах, затем и словесной инструкции или самоинтструкции, т. е. именно тогда движения становятся подлинно произвольными.
Комплексы для всех возрастов беру из «Оздоровительной гимнастики" Л. И. Пензулаевой и ориентируюсь на физическую подготовленность детей дошкольного возраста, их психологического состояния иногда варьирую, усложняю или наоборот.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений обязательно даю:
1) Упражнения и задания на принятие и сохранение позы:
игровые упражнения"Замри", имитация поз животных, изображение нежных предметов по образцу и памяти, имитацию поз в непривычных ситуациях и т. д.
2) Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки:
-рисование в воздухе кистями и пальцами рук, опознание знакомого предмета на ощупь;
-гимнастика для пальцев (по А. Роговину)
3) Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие, мимики сказочных персонажей, людей в разных ситуациях).
4) Упражнения для разных групп мышц:
-игровые упражнения:"Коромысло", "Объятия", "Кошка ловит мышей","Самолет","Сбор фруктов" и др.
5) Музыкалео-ритмические упражнения:
-произвольные танцы под разное музыкальное сопровождение;
-части комплекса ритмической гимнастики (по Т. Лисицыной) :"Гуси-гуси, га-га-га", "Мишка косолапый", "Неваляшка", "Тик-так" и др.
6) Упражнения для формирования и коррекции осанки:
-формирующие упражнения;
-упражнения для коррекции сутулости;
-упражнения для профилактики сколиоза;
-упражнения для плоскостопия.
7)Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей. Их цель: научить детей дышать через нос, подготовить их более сложным упражнениям.
8). Дыхательные и звуковые упражнения: "Трактор", "Стрельба", "Гудок парохода", "Фейерверк","Упрямый ослик" и т. д.
9) Дыхательная гимнастика:"Большой и маленький","Дровосек","Гуси","Погреемся" и др.
10) Психогимнастика.
Параллельно с этим ежедневно использую развивающие формы оздоровительной работы :
Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умение безболезненно переносить изменения окружающей среды. Заметила, что закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеванием, оказывает благоприятное влияние на общее психосоматические состояние и поведение ребенка.
При закаливании обязательно учитываю состояние ребенка и его индивидуальные особенности. Закаливание должно радовать ребенка, но не угнетать. Делаю закаливание постоянно, постепенно увеличивая нагрузку на организм ребенка. И даже, если ребёнок немножко недомогает, не отменяю, но чётко слежу, чтобы не было ухудшения общего состояния малыша.
В качестве средств закаливания использую солнце, воздух и воду. Воздух и вода должны быть чистыми. Закаливание воздухом проходит постоянно; во все времена года провожу занятия на улице, на прогулках т. к. воздух оказывает благоприятное воздействие на правильный рост и развитие ребёнка, но учитываю, что бы дети не были пассивными, и в тоже время не перевозбуждались, т. к. это приведет к расстройству сна и аппетита, преждевременному утомлению.
Вода является одним из самых средств закаливания. Но такое закаливание должно быть намного короче по времени: это умывание, мытьё рук, обтирание ног, игры с водой, летом - плескание в бассейне, обливание под душем.
При закаливании солнечными лучами учитываю, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем воздух и вода. Поэтому слежу за температурой воздуха, одеждой детей и головным убором. Даю возможность побегать ребятам босиком.
Солевые дорожки использую ежедневно.
Таким образом, считаю, что построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью ребёнка.