МААМ-картинки

«Быть готовым к школе». Родительское собрание

Мария Анатольевна Митрохина
«Быть готовым к школе». Родительское собрание
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, о трудностях в адаптации к школе, дать рекомендации.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на заседании Родительского клуба. И тема нашей сегодняшней встречи: "Быть готовым к школе".

Публикация «„Быть готовым к школе“, Родительское собрание» размещена в разделах

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать,

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»

доктор психологических наук

Леонид Абрамович Венгер

1. Что же входит в понятие «ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»?

Давайте вместе разбираться. (Работа в командах. Три команды: психологическая готовность, физиологическая готовность, специальная готовность. Участники каждой из команд должны выбрать карточки для своего вида готовности.)

Психологическая готовность :

• интеллектуальная;

• мотивационная;

• волевая;

• коммуникативная.

Физиологическая готовность :

• физическое развитие;

• состояние здоровья;

• моторика рук;

• координация движений.

Специальная готовность :

• чтение;

• счёт;

• учебные умения.

- Чтобы понять о составляющих каждого вида готовности предлагаю Вам посмотреть презентацию "Готовность к школе".

- Готовы ли Вы, родители к школе? (Ответы на вопросы в бланках).

Готовы ли Вы жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками?

Готовы ли Вы сдерживать свои эмоции, не кричать, не обижать, не унижать. Не наказывать без причины?

Готовы ли Вы не сравнивать своего ребенка с другими?

Готовы ли Вы быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи, всегда встречать ребенка из школы с улыбкой?

2. - А теперь поговорим о трудностях адаптации к школе.

Прежде, чем говорить о трудностях, зачитаю вам высказывание:

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

Как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»

Л. Кьюби

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.

Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Что же происходит?

Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе»

1. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

6. Организация правильного питания ребенка.

7. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

8. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

1. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

3. Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

5. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Взаимоотношение с ребёнком в семье.

1. Шкала общения родителей с ребенком

Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 15)

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

2. Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни. (Слайд 16)

3. Фразы для общения с ребёнком. (Слайд 17 и 18)

4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Буклеты для родителей)

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

10. В общении с ребё нком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…».

11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного : от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Итоги и выводы:

-Помогать преодолевать детям адаптационный период.

-Оказывать детям поддержку.

-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Спасибо вам за внимание! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!

Публикации по теме:

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Родительское собрание «Особенности подготовки ребенка к школе» Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности подготовки ребенка к школе» Цели собрания: 1. Ознакомление с мнениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Быть готовым к школе». Родительское собрание
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 17:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Быть готовым к школе». Родительское собрание» (включая файлы) размещена пользователем Мария Анатольевна Митрохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД