Татьяна Щербинина
«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста).
▼ Скачать + Заказать документы
2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Символично, что в этом году отмечается 150-летие со дня рождения выдающегося ученого и нашего земляка В. И. Вернадского, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле.
Мы разработали тематические мероприятия для развития экологической культуры дошкольников.
Предлагаю викторину "Будь природе другом!"
Цель: Развивать интерес к родному краю.
Публикация «„Будь природе другом!“ (викторина для детей старшего дошкольного возраста),» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2013
Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Тамбовской области, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе.
Материал: макет "Жалобной книги природы Тамбовского края", странички-жалобы с картинками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки, эмблемы "Ромашки".
Ведущий: Ребята, у меня в руках "Жалобная книга природы Тамбовского края". В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы - друзья природы и по-настоящему любите ее.
Сегодня мы проводим конкурс "Лучший юный эколог". За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого
жетонов окажется больше.
Задание 1.
Ведущий: Почему цвет обложки "Жалобная книга природы Тамбовского края" красный?
Дети: Красный цвет - сигнал тревоги.
Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.
Ведущий: Итак, страница первая "Будем знакомы!"
(Ведущий открывает первую страницу и читает):
Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.
Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы. (Дети надевают эмблемы "Ромашки"). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как природе помочь, как сделать, чтобы "Жалобная книга природы Тамбовского края" была поменьше.
Чья жалоба первой в книгу записана?
Ответы детей.
Задание 2. "Цветы".
Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.
(Читает загадки):
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).
Только солнышко пригрело - появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный. Что это за цветок? (Подснежник).
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка).
Стоит в саду Кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).
Эй, звоночек, синий цве! С язычком, а звона нет. (Колокольчик).
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на земле и до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!
Задание 3. "Животные"
Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.
(Читает).
Первая жалоба. "Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых никто не любит. А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?. (Жаба).
А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На полЯне, на опушке,
Мы - зеленые. (лягушки).
Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы! Уважайте и оберегайте их!
А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось?
(Читает).
Вторая жалоба. "Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны.
Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: "Что?Где? Когда?"
Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко.
Задание 4. "Лес".
Ведущий: Следующую страницу книги непонятно кто написал. Придется вам отгадать загадку:
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Сашу - земляникой, Настю - костяникой,
Алешу - орешком, Яну - сыроежкой,
Катеньку - малинкой, Даню - хворостинкой.
Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь?
Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу?
Давайте поиграем в игру "Я знаю названия деревьев. ".
(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев).
А кто объяснит, что такое лес?
Ответы детей, раздача жетонов.
Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете.
А теперь послушайте еще загадки:
Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель).
Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна).
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа).
Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза).
Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки - опадают те иголки. (Лиственница).
Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Задание 5. "Грибы".
Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались?
Ответы детей.
Конечно же, это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы - мы сейчас выясним.
(Читает загадки):
Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я. (подосиновик).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай - это. (сыроежки).
Под березой - старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик).
Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик).
Стоит мальчонка - замасленная шапчонка. (Масленок).
Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор).
Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то почему и на кого обижаются?
Ответы детей, раздача жетонов.
Задание 6. "Лесные обитатели".
Ведущий: А эту страничку в "Жалобной книге природы Тамбовского края" написали лесные жители: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?
Ответы детей, раздача жетонов.
Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?
Ответы детей, раздача жетонов.
А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем?
Ответы детей, раздача жетонов.
Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много - такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.
А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса.
Вопросы кроссворда:
1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка).
2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют "русской красавицей". (Береза).
3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей).
4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник).
5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь).
6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. (Рябина).
7. Птица - санитар леса. (Дятел).
8. Лесной певец. (Соловей).
9. Цветок, занесенный в Красную книгу Тамбовской области. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш).
10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку - скок-поскок, орешек за орешком - щелк да щелк. (Белка).
11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна).
Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в "Жалобной книге природы Тамбовского края"?
Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает:
БЕРЕГИТЕ ЛЕС!
Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птиц Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(В. Берестов).
Мы с вами обязательно будем друзьями природы!
Давайте вспомним правила поведения в природе.
"Правила друзей природы":
- Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
- Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
- Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
- Не разоряйте птичьих гнезд.
- Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
- Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы?
Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ!
Награждение победителей и участников конкурса.