Евгения Дьяконова
Биоэнергопластика для исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями
▼ Скачать + Заказать документы
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
Публикация «Биоэнергопластика для исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями» размещена в разделах
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Методика выполнения упражнений:
• Темп выполнения – медленный.
• Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
• Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась.
• Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнения «Птенчики» - четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
Упражнение «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
Упражнение «Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
Упражнение «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
Упражнение «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Упражнение «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
Упражнение «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Упражнение «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Упражнение «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
Упражнение «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.
Упражнение «Горка» - согнутая ладонь опущена.