Ирина Долбасова
Без игры нет детства
▼ Скачать + Заказать документы
«БЕЗ ИГРЫ НЕТ ДЕТСТВА»
РАССКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,
ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,
ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ,
Говоря о своеобразии психики ребенка дошкольного возраста, большое внимание надо уделить особенностям игры и ее роли в развитии и воспитании. Понаблюдайте, как много и с каким увлечением маленькие дети играют. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Дошкольный возраст, как говорят психологи и педагоги, это классический возраст игры.
Публикация «Без игры нет детства» размещена в разделах
Детская игра - это своеобразный способ проникновения ребенка в окружающую его жизнь взрослых, своеобразное отражение этой жизни.
Знакомство детей с жизнью и трудами взрослых - основной источник детских игр. В игре ребенок получает много ярких и интересных впечатлений, где родители знакомят его с трудом взрослых и их отношениями в труде. Игры детей разнообразны по сюжетам и богаты по содержанию. Все сюжеты детских игр делят на три группы:
1. Игры с сюжетами на бытовые темы (дочки-матери);
2. Игры с производственными темами (игры в «д/сад», «магазин»,
«почту»);
3. Игры с общественно политическими сюжетами.
В играх малышей, больше бытовых сюжетов. В играх детей 2-2,5 лет преобладает манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами, - малыш катает машину, пересыпает совочком песок в ведерко, качает куклу и т. д. И таким путем устанавливает свойства и назначение предметов.
Младшие и старшие дошкольники играют по-разному. Старшие играют вместе коллективно, распределяют роли, согласовывают свои действия. У малышей этого нет. Они играют не вместе, а рядом. Каждый играет теми игрушками, которые ему больше нравятся. Младшего дошкольника не интересует результат игрового действия, он увлекается самим процессом игры. Малыши играют в детский сад (готовят куклам обед, качают куклу).
Опыт детей 2-3 лет еще очень мал, и поэтому игры их примитивны : «родители кормят и наказывают, воспитательница строит парами и водит на прогулку, врач слушает больных и ставит градусники».Сколько радости приносят эти игры детям, с каким увлечением они в них играют и как возмущаются, когда мы в шутку пытаемся разрушить этот воображаемый мир игры.
Для маленького ребенка - это не пустая забава. Игра является главной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Поэтому родители относятся к ней с величайшим уважением. В дошкольном возрасте ребенок стремится к общественно значимой деятельности, за которую его уважали бы окружающие. Но ребенку еще многое не доступно. Вот и возникает противоречие - хочет действовать, как взрослый, но не обладает для этого соответствующими умениями.
Преодолевается это противоречие в игре, где можно действовать понарошку. Малышу очень бы хотелось «по-правдашнему», как папа, водить машину, как мама, учить детей, как врач лечить людей и т. д., но он вместе с тем понимает невозможность этого, поэтому что он еще маленький, он еще очень много не знает и не умеет. В игре малыш становится сильным и умелым, он все может, поэтому в ней находит удовлетворение его ребячье самолюбие и самостоятельность. В игре малыш создает свой воображаемый мир в подражание реальному миру, играя он учится жизни и отношениям окружающим его взрослых людей.
A.M. Горький любил подчеркивать, что «игра есть путь детей к назначению мира, в котором они живут и который они призваны изменить». Очень велика воспитательная роль игры. У ребенка в игре воспитывается не только ловкость, подвижность, жизнерадостность, но и формируется отношение к явлениям общественной жизни, к людям, их обязанностям, их труду, их быту и правам.
Игра влияет на развитие всех психических процессов - от самых простых до самых сложных. Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться в своем поведении.
Ролевая игра, если ее умело направляет взрослый, является школой воспитания, чувств дошкольника: симпатия и сочувствие к другим людям, любовь и уважение к труду взрослых, честность и смелость. Игра «Дочки-матери» - это забота о дочке или сыночке, т. е. школа семейных отношений и симпатий. В творческой игре развиваются зачатки чувства долга. В игре ребенку легче выполнить задание, которое требует волевых усилий.
Но всякая игра оказывает на ребенка положительное влияние. Бывает и так, что содержанием их игр становятся те явления из жизни взрослых, которые никак не могут повлиять на них положительно (например девочки красятся, мажутся курят; мальчики изображают пьяных, ругаются). Всячески отвлекайте детей от подобных игр. Дайте ребенку свежие, яркие впечатления, прочитайте интересную книгу, организуйте увлекательную прогулку, сводите ребенка в детский театр, и тогда легко возникает игра нового содержания, в которой будут воспитываться положительные нравственные качества.
Некоторые родители считают, что взрослым нельзя вмешиваться в детскую игру. Руководить детской игрой можно и нужно. Только это делать надо тактично и умело. Взрослый может подсказать ребенку сюжет игры, обеспечить его нужным игровым материалом, помочь увидеть то, чего малыш еще не замечает. Осторожно направляя детскую игру, ни в коем случае нельзя подавлять самостоятельность ребенка в игре.
Коллективные игры очень полезны для развития у детей коллективизма и товарищеских отношений. Очень важно, чтобы родители всячески поощряли совместные игры детей.
Игрушка должна не только забавлять ребенка, но и давать просмотр его фантазии, легко включаться в любую игру, исполнять самые разные
роли. Словом, она должна быть игрушкой-заготовкой, игрушкой-
материалом, тогда вполне удовлетворит детские потребности.
Отношение ребенка с игрушкой содержат в себе целый эмоционально-
нравственный комплекс. Если он очеловечивает игрушку и любит ее, в
общении с ней воспитываются многие добрые чувства. Такой
положительный эмоциональный опыт очень важен. Игрушка в детских
масштабах это очень точная «модель» дружбы, сознание долга. Задача
родителей следить, чтобы отношения малыша с его куклами, машинками,
мечами строились по таким «моделям». Нужно объяснить ребенку, что к
игрушкам нужно относиться бережно, с любовью, убирать их на свои
места.
Итак, как практически следует взрослым относится к детской игре?
1. Без пренебрежения и со вниманием, чтобы он не стеснялся
играть при родителях, не отделялся от них.
2. Внимание к игре не должно переходить в назойливое
руководство.
3. Проследит за тем, чтобы игра доводилась до какого-то своего
собственного конца.
Детская игра - это детская «работа», в которой воспитываются многие положительные качества ребенка.