Гришина Татьяна
Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Уж если хотим, мы весь мир поменять,
То надо нам все же, с чего-то начать.
Давайте начнем, изменять мы себя,
Пусть сердцем, душою немного скрипя.
Ведь каждое дело исходит от нас,
Не надо нам лишних для этого фраз.
Меняйтесь вы смело, без всяких прикрас,
Пусть будет вам мерой души лишь указ.
Тогда и получится, все изменить,
И станем по-новому, правильно жить,
Так дай установку, меняйся ты друг,
И всё поменяешь с собою вокруг.
М. Ю. Вяльцев
Публикация «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций» размещена в разделах
В настоящее время внедрение бережливых технологий во всех сферах жизни общества набирает обороты. Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций с целью повышения её эффективности является важной задачей на ближайшую перспективу. Применение бережливых технологий в образовательных организациях позволит определить модель поведения учителей, учеников и их родителей при потреблении образовательных ресурсов, сформировать понимание важности процесса бережливости и повысить мотивацию к применению современных бережливых технологий.
В России термин «бережливое производство» появилось в 2003 году с изданием одноименной книги Джима Вумека «LeanThinking» или «Бережливое мышление». Концепция бережливых технологий изначально была присуща производственной среде, но в дальнейшем эта концепция проявляется и в других сферах: государственном управлении, сфере услуг, образовании и др. Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами [1, c. 127].
Человек, привычно применяющий принципы бережливого производства каждый день во всех сферах своей жизнедеятельности, более внимателен ко всему, что находится вокруг него. Учитывая, что развитие такого важного качества, как бережное отношение ко всему окружающему, закладывает базовые основы самоорганизации ребенка, его умение и навык оптимального распределения временных, материальных и других имеющихся ресурсов, можно констатировать, что знакомство и принятие ценностей бережливого производства в раннем возрасте способствует достижению наиболее эффективного результата в будущем
Основные виды потерь в системе дошкольного образования происходят в процессе документооборота (потеря документов, усложненная картотека, недостоверные или устаревшие данные). Для устранения данной проблемы необходима системная проверка и обновление документов, как по организации в целом, так и по отдельным группам, подразделениям; обязательный визуальный контроль; строгий порядок ведения картотеки. Особое внимание необходимо уделять банку контрольно-оценочных материалов, которые должны быть разделены по предметам, группам и возрастам. Все это позволит создать эффективную систему документооборота в дошкольном образовательном учреждении. Также большое количество времени тратится на заполнение различных отчетов, как в электронном, так и в бумажном виде, их распространении и дублировании. Для оптимизации данной работы необходимо проанализировать все виды отчетности и потребность в них, создать необходимые шаблоны для их ускоренного заполнения; систематическая проверка и обновление данных, необходимых для отчета. Это позволит сократить время для заполнения различного вида отчетности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. Применительно к дошкольному учреждению использование подходов и инструментов бережливых технологий позволяет улучшить качество усвоения воспитанниками образовательной деятельности. У дошкольников игра выступает как активный метод обучения. Как правило, при внедрении в организации принципов бережливого производства соответствующие инструменты и методы используются комплексно, взаимно дополняя, поддерживая и усиливая друг друга. Так, примером совместного использования инструментов является применение методов стандартизации и визуализации при реализации системы мероприятий по повышению эффективности организации, развивающей предметно – пространственной среды. Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5С, разработанный в Японии для организации и рационализации рабочего места.
Самое важное это необходимо по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, посредством внедрения инструмента 5 С. Что такое система 5С? Это система организации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ, получила свое наименование от первых букв названий составляющих ее этапов: - Сортировка – «Избавься от ненужного!» Ненужные предметы ведут к потере пространства, времени и денег. Все предметы классифицируются на три категории: «нужные», «нужные не срочно» и «ненужные». В соответствии с присвоенным статусом определяется место хранения каждого предмета. - Соблюдение порядка – «Каждая вещь на своем месте!» Расположили предметы так, чтобы их было легко найти и использовать. - Содержание в чистоте – «Содержи рабочее место в чистоте!» Сделай свое место комфортным и безопасным. - Стандартизация – «Создай стандарт рабочего места». Стандартизируй все улучшения, проведенные в процессе. - Совершенствование – «Постоянно совершенствуй свое рабочее место!» Сделай так, чтобы система 5С стала неотъемлемой частью твоей жизни
Все эти принципы можно применять не только на производстве, но и в дошкольной организации (для педагогов и дошкольников).
Таким образом, любые «бережливые» изменения – это прежде всего ресурс развития. Эффективные инструменты бережливого производства совместно с мощным интеллектуальным потенциалом сотрудников образовательной организации позволят использовать этот ресурс эффективнее, выходить на качественно новые рубежи и достигать поставленных целей.
Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций проектирования повысит уровень профессиональной компетенции воспитателей, стимулирует развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширит области специальных знаний, разовьет аналитические, практические и информационные умений педагогов. Внедрение бережливых технологий приведет к инновационным изменениям в педагогическом процессе, способствует гармоничному развитию личности ребенка, повысит качества образования дошкольников, вовлечет родителей в образовательный процесс и их удовлетворенность работой ДОУ.