Альбина Хакимова
Изучение башкирского национального костюма с воспитанниками средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление знаний воспитанников с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма.
Задачи:
1. Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.
2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.
Публикация «Изучение башкирского национального костюма с воспитанниками средней группы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Средняя группа
- Темочки
3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.
Оборудование:
Картинки башкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».
Ход ООД
Воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Воспитанники : Здравствуйте!
Воспитатель : Я рада видеть вас всех. Сейчас мы по приветствуем друг друга и улыбнемся друг другу.
Воспитатель : Я хочу задать вам вопросы
1. В какой Республике мы Живем?
Воспитанники : В Республике Башкортостан.
Воспитатель : Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
2. А какая она наша Республика?
Воспитанники : Очень красивая, зеленая, щедрая…
Воспитатель : Ребята, вы молодцы, правильно ответили на мои вопросы.
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу»
(с названием деталей одежды).
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции.
Поиграем в игру «Башкирская юрта».
(Делимся на четыре подгруппы, дети образуют круг по углам группы. В центре у каждого круга стоит стул, на котором повешен башкирский платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов, ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к стульям, берут платок, и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта. Побеждает та подгруппа детей, которая быстрее построила юрту.
Воспитатель : Давай те рассмотрим с вами мужской «Национальный костюм башкир».
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (воспитанникам для более углубленного познания показывается кукла, одетая в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель : Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Воспитанники : Да.
Воспитатель : Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются : красный, белый, синий и желтый.
Итог занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с мужским национальным костюмом.
Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!