Никитина Людмила
Конспект тематического занятия «Балалайка» в старшей группе по художественно-эстетическому развитию
«Балалайка»
Конспект тематического занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитие через патриотическое воспитание.
Воспитатель:
Никитина Л. И.
Слайд1.
Мы дружные ребята, ребята дошколята
Никого не обижаем, как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо, будет радостно и светло.
1, 2, 3, 4, 5 – вместе мы в кругу опять, дружно за руки
возьмемся и друг другу улыбнемся.
Публикация «Конспект тематического занятия „Балалайка“ в старшей группе по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
Воспитатель: ребята,сегодня мы поговорим о символики нашей страны
.В какой стране мы живем?
Дети (ответ детей)
Воспитатель: Назовите символику нашей страны?
Дети (ответ детей)
Государственные символы:
Слайд 2
Флаг России – Бело-сине-красный флаг.
Белый цвет символизирует совершенство и чистоту;
Синий цвет- это небо и благородство;
Красный цвет-отвага, мужество, героизм.
Герб России – Золотой двуглавый орел на красном поле.
Гимн России – это главная песня страны.
мы с вами рассмотрели государственные символы, а есть еще народные символы. Хотите их увидеть?
Дети: да.
Воспитатель: Мы перечислили государственные символы, а есть еще народные символы. Кто знает,что относится к народным символам?
Народные символы России:
Слайд 3
Самовар – русский народ очень любил и любит собираться за большим столом всей семьей и приглашать гостей, чтобы попить чай, поэтому самовар считается символ добра, домашнего уюта и русского гостеприимства.
Валенки – это самая надежная защита от холода, так как в России сильные морозы.
Лапти – Раньше в старину носили вот такую обувь, делали ее из липового лыка
Береза – Береза считается символом России, потому что это любимое дерево многих
россиян, поэты пишут о ней стих и песни, а художники пишут картины. Береза щедро
поила своим соком и лечила от недугов. Ни в одной стране не растут такие красивые березы.
Русская матрешка – Матрешка это один из самых популярных
символов нашей страны. Она считается русским сувениром. Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Имя «Матрена» раньше было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».
Загадка:
Ох, звенит она, звенит. Всех играя веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны!
Кто такая, отгадай-ка. Это наша ….
- Раздаются звуки балалайки. Что вы услышали? Какой инструмент заиграл?
Дети (ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что это- балалайка!
Слайд 4
Балалайка – русский народ еще очень любит веселиться, петь, танцевать, балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку и гармонь.
Воспитатель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка!
Воспитатель: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе). Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
Дети:(из дерева).
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети:(на треугольник).
Воспитатель: Значит корпус какой?
Дети: Треугольный.
У современной балалайки треугольный деревянный корпус, на корпусе имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?
Дети: (ответ детей)
Воспитатель: К какому виду инструмента относится балалайка?
Дети : (ответ детей)
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны струны?
Дети: Когда ударяешь по струнам, появляется звук.
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Воспитатель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
Слайд 5
Игра дидактическая: «Виды музыкальных инструментов». На экране различные музыкальные инструменты, нужно назвать к какому виду относится муз. инструмент.
Воспитатель приглашает ребят поиграть в игру, объясняет правила игры.
Динамическая пауза «Веселая балалайка»
Картинка балалайка. Звучит мелодия исполняемая на балалайке.
Наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:
«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».
У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши. (в конце игры – общая пляска) Молодцы!
Воспитатель: Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка. Ее часто называют веселой балалайкой. А как вы ребятки думаете почему?
Дети:(Ответы детей).
Балалаечники играют на балалайке.
Воспитатель просит детей вернутся за стол, чтобы начать работу.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы разукрасим балалайку «Городецкой росписью», как раньше украшали ее в старину. Прежде чем дети приступят к выполнению задания воспитатель проводит упражнения для мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика «На лужайке»
На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке)
Заиграла балалайка.
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.
В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками стучат по столу)
Заплясала Настенька.
Воспитатель :Ребята, для того чтобы балалайка играла легко и беззаботно, вам нужно постараться сделать балалайку красивой.
Звучит мелодия, исполняемая на балалайке.
Дети приступают к работе.
Ребята, а теперь вставайте в круг, и скажите мне, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?
Дети:(Ответы детей).
Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, отвечали. Молодцы! Вот и пришло к концу наше занятие «Знакомство с русским народным инструментом».