Светлана Кадачникова
Семья — социальный институт воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Семья – социальный институт воспитания"
«Детство – важнейший период человеческой жизни; не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Семья — социальный институт воспитания» размещена в разделах
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности; уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании».
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Важным условием гражданско – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В нашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - сказал А. С. Макаренко. В настоящее время во многих семьях, особенно молодых, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумения, поэтому эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Родители могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как воспитывают одних и тех же детей. Но необходимо учитывать, что вся атмосфера взаимодействия, общения педагога и родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – союзники и он не может обойтись без их совета и помощи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Целесообразно использовать многообразие форм работы с родителями: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера и кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительские советы, школа для родителей, посещение на дому, дни открытых дверей, КВН, викторины, семейные конкурсы, праздники, выпуск газеты ДОУ, концерты, соревнования, оформление групп и территории ДОУ, просмотр фильмов.
Поэтому, целесообразно значительную часть образовательной и воспитательной работы организовывать с родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.