Анна Борисова
Проект по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросу нравственного воспитания дошкольников: «Я и моя семья» (Старший возраст).
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Публикация «Проект по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросу нравственного воспитания дошкольников: „Я и моя семья“ (Старший возраст),» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Недооценка важности воспитания нравственно-волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и методами.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего возраста, родители.
Цель: Сформировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружение.
Задачи:
• воспитывать любовь к семье, желание заботится о своих близких людях;
• формировать представление о семье, ее истории, о людях, которые живут вместе, о том, где работают, как важен их труд;
• Развивать чувство гордости за свою семью, чувство собственного достоинства;
• Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздников, к выполнению обязанностей по дому, помощи домашним;
• Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье.
Этапы работы над проектом.
1 этап: 1 – 2 неделя
Анкетирование «Семья глазами родителей».
Беседа «Родитель – это звучит гордо!».
Консультация «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка». Беседа «Семья глазами детей».
Рассматривание семейных альбомов.
Чтение сказок о семье.
Знакомство с поговорками о семье.
Настольные игры «Моя семья», «Ателье».
С/р. игры «Дом», «Семья». Конкурс «Семейный логотип».
Прогулка с родителями в парк.
2 этап: 3 – 4 неделя
Оформление стенда «Ребенок один дома». С/р. игры «Ателье», «Семья».
Игры – драматизации «Репка», «Красная Шапочка».
Настольные игры «Рецепты нашей семьи», «Права ребенка».
Тематическая беседа «С кем я живу».
Выпуск семейной газеты «Как я провел лето».
Практикум «Всей семьей на старт».
3 этап: 5 – 7 неделя
Анкетирование «Семья глазами родителей».
С/р. игры «Магазин», «Семья».
Игры – драматизации «Волк и семеро козлят»,
Тематическая беседа «Правила домашнего этикета».
Рисование по представлению «Я с папой», «Хорошо рядом с мамой», «Моя семья» и др.
Беседа «Семья глазами детей». Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Конкурс «Утренняя гимнастика с мамой».
4 этап Подготовка и проведение семейных праздников.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие.
Физкультура:
Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности, физической совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с взрослыми и сверстниками.
• Совместный поход воспитателей, детей и родителей «Идем в парк» (игры, эстафеты и др.). Конкурс «Лучший семейный комплекс утренней гимнастики».
• Развлечение для воспитателей, детей и родителей «Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и играть!»
Здоровье:
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
• Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
• Составление кулинарной книги «Полезная пища для детей и взрослых».
• Презентация «Наша дружная семья».
• Просмотр мультипликационных фильмов «Почему надо чистить зубы?», «Мойдодыр», «Айболит», «Сестричка – привычка».
• Дидактическая игра «Полезные или вредные привычки?».
Социально-коммуникативное развитие.
Создать условия для развития сотрудничества со сверстниками, формировать собственную точку зрения, учить выяснять точку зрения своего партнера по игре, сравнивать, согласовывать результаты.
• Сюжетно-ролевые игры «Мама в парикмахерской», «День рождения».
• Игры-путешествия «Моя улица», «Мой город».
• Игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка».
• Игры на ориентировку в пространстве (по карте, схеме) «Найди путь домой».
• Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Безопасность:
Формировать навыки безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасности.
• Просмотр мультимедийной презентации «Электроприборы и электричество дома», беседа по данной теме.
• Создание коллажа «Один дома», беседа по данной теме.
• Изготовление плакат «Правила поведения на улице» (совместно с родителями).
Труд:
Формирование у детей представления о труде взрослых в жизни общества и каждого человека.
• Изготовление карт – схем микрорайона с обозначением домов, местожительства детей.
• Мини-мастерская: изготовление мебели для кукольного дома из бросового материала.
• Дежурство в группе, хозяйственно-бытовой труд.
Познавательное развитие.
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.
• Беседа о профессиях: «Где и кем работают родители?».
• Игры на классификацию предметов: мебель, посуда, бытовая техника и др.
• Беседа «Кто живет в твоей семье?».
• Игра «Логический домик» с блоками Дьениша и палочек Кюизенера.
• Плоскостное моделирование: составление сюжетов из мозаики на темы «Моя семья», «Мой дом» и др.
• Экскурсия в краеведческий музей города (совместно с родителями). Тема экскурсии «Быт людей в старину».
• Составление генеалогического дерева семьи (совместно с родителями).
Речевое развитие.
Развивать умение осуществлять игровое и деловое общение со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
• Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета).
• Пантомима «Мое любимое домашнее животное».
• Составление творческих рассказов «Моя мечта», «Как я помогаю дома».
• Составление рассказа по картине «Мамины помощники».
Чтение художественной литературы.
Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.
• Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
• Заучивание стихотворение А. Барто «Помощница».
• Знакомство с пословицами о семье.
• Выставка в группе «Моя любимая книга».
Художественно-эстетическое развитие.
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).
• Рисование «Малой мамочки портрет».
• Лепка из соленого теста «Домашнее животное» (по выбору).
• Аппликация «Изготовление приглашений на праздник и открыток для мам».
• Составление дизайна интерьера для дома и групповой комнаты.
Музыка:
• Музыкально-дидактические игры.
• Импровизация под музыку.
• Прослушивание музыкальных произведений, как средства обогащения представлений о семье.
Список используемой литературы:
Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006.
Тимофеева М. В. Система сопровождения родителей. Волгоград, 2009.
Осипова Л. В. Работа ДОУ с семьей. Москва, 2008.
Пазухина И. А. Давай познакомимся. СПб «Детство Пресс»,2004.
Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. : АРКТИ, 2004.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М. : Просвещение, 1998.
Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. Москва, 1998.
Михайлова М. П. Развитие музыкальный способностей у детей. Ярославль «Академия развития», 2004.