Елена Кузовкина
Конспект НОД «Берёзы тоже плачут»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД «БЕРЕЗЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ».
ЦЕЛИ: научить узнавать деревья по породам, описывать их. Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока. Ознакомить с рисованием пальчиков (пальчиковая живопись). Обогатить и активизировать словарь детей, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Публикация «Конспект НОД „Берёзы тоже плачут“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
ХОД НОД:
1.Предварительная работа: разучивание стихотворения о березе, тренировка в рисовании пальчиков.
2.Отгадывание загадок
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек». (Береза). (Предложить детям рассказать стихи, исполнить какие- нибудь песни, поделиться впечатлениями о березовом лесе. )
3.Рассказ воспитателя.
Однажды я поехала в лес за грибами. И попала я в березняк, так называется березовый лес. Кругом были одни березки, и все разные. Одна - высокая, другая - пониже, а третья - совсем низкая.
У берез стволы белые с черными вкраплениями, крона большая, свисающие ветви. Люди говорят, что коса есть у березы. Присматриваюсь я, да и правда, ветки у нее, как косы заплетенные, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. И подумала я, что уж если ветер сильный подует, то расплетутся эти косы, а если слабый ветерок, то запутается в ветвях, и не знаю, выберется ли. Шла я так, любовалась их красотой (показывает детям картину с изображением березы, а на ум мне пришли такие строчки:
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
И вдруг я увидела засохшую березку, совсем еще молоденькую. Не было на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Жалко мне стало эту березку. Стояла она одна-одинешенька, на подружек своих непохожая.
Как вы думаете, ребята, почему же она засохла? (Ответы детей). А я думаю, собирая сок с березы, забыли залечить березовую ранку, она и умерла, засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала.
Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эта влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых потом появляются листья. Эту влагу и называют березовым соком. Чем он ценен для березы? Из-за него люди и наносят раны березе, и она плачет. Да и как иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто береза погибает. Что же делать? И сок нужен, и березу жалко, как же можно такую красоту губить? Оказывается, можно добывать сок, не причиняя березе вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с нее веточку, привязать к этому месту банку и к утру в нее наберется сок. И еще запомните: срезать ветку можно только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землей, чтобы сок не вытекал и береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки.
Воспитатель показывает картинки с березой в разное время года, дети их описывают.
4.Продолжение рассказа:
- А вы знаете, что береза - единственное в мире дерево с белой корой? Ее можно назвать белоствольной. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года: осенью - в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, летом - длиннокосая, кудрявая, весной - ослепительно белая на фоне изумрудной травы. Вот, наверное, почему береза стала символом России. Береза не только красива, но и необходима для человека. Из нее делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила, корзины, вешки и другие поделки. В коре березы имеется вещество, которое и окрашивает кору в белый цвет, плохо пришлось бы березе без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, а с белой корой ствол и в жаркий день остается прохладным. Отвар из березовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. Когда не было еще бумаги, люди писали на берестяных грамотах.
5.Игра.
- Вот на этом листе изображен ствол березы, ее ветки, но без листочков. Листочки у каждого из вас. Сделаем так, чтобы березка оделась листочками. А теперь давайте нарисуем березу. Можно рисовать березу в любое время года, рисовать будем пальчиком. Вы так уже делали.
(После работы - рассматривание всех рисунков. Каждый из детей рассказывает, какую березу он нарисовал. )
6.Хоровод «Во поле береза стояла». Его можно совместить с физкультминуткой:
Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись (руки вверх, на носочках,
Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону (наклоны в стороны,
С солнцем поздоровались, радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими)
Растает снег, весна идет.
И я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу Берез не оживляет,
И всю цветочную красу Весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны,
Но счастье пью я жадно.
И быть избранницей весны Мне любо и отрадно.
(Подснежник).
Если вы и с этим заданием справились, то молодцы, ребята! А теперь продолжим читать письмо: я отпускаю красавицу Весну. Входит воспитатель в костюме Весны.
Весна. Спасибо вам, ребятки. Вы спасли меня, но не думайте, что Зима злая и нехорошая. Просто она не хочет расставаться с вами, вы ей очень понравились. Давайте скажем ей: «До свидания» - и пригласим ее к нам еще.
Жаворонок. Вы все сегодня были молодцами и общими усилиями спасли Весну.
Весна вешает каждому ребенку медальон в форме цветка. Затем предлагает спеть песенку о весне.