Мария Патрикеева
«Азбука самообслуживания» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Азбука самообслуживания»
Пояснительная записка:
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
Публикация «„Азбука самообслуживания“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Р. С. Буре и Г. Н. Година отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Цель: обучить детей навыкам самообслуживания.
Задачи:
1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.
3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.
4. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Программа основана на следующих принципах:
1. Учет индивидуальных возможностей и интересов детей.
2. Опора на ведущий вид деятельности.
3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Предполагаемый результат:
Повышение уровня освоения навыков самообслуживания у детей :
1. уметь с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
2. аккуратно вешать и складывать одежду;
3. обращать внимание на свой внешний вид;
4. замечать непорядок в одежде, устранять его;
5. эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
6. усиление инициативности детей во взаимоотношениях со взрослыми.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок 1 раз в неделю.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
В процессе работы использовали различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- рассматривание иллюстраций;
- целевые прогулки.