Куркова Татьяна Ивановна
Автоматизация звуков на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!.
Тема моего выступления:
«Автоматизация звуков на занятиях по изобразительной деятельности».
В нашей группе работа по развитию речи детей реализуется в тесном взаимодействии с учителем- логопедом. Мы планируем свою работу с учетом требований как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой учителем- логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Публикация «Автоматизация звуков на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Особое значение в логопедии придается использованию продуктивных методов, при этом наиболее распространена в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста изобразительная деятельность.
Использование изобразительной деятельности позволяет решать следующие коррекционно- воспитательные задачи:
развитие произносительной стороны речи;
увеличение и активизация словаря;
формирование грамматических категорий;
развитие связной речи;
развитие творчества и творческого рассказывания.
Процесс наблюдения за воспитанниками показывает положительную динамику развития, что доказывает эффективность использования изобразительной деятельности. Представляю вашему вниманию способы и приемы, которые я использую в коррекционной работе с детьми нашей группы на этапе автоматизации звуков.
Этап №1 «Автоматизация изолированного звука».
1. Для автоматизации изолированного звука я использую различные звуковые дорожки. Ребенок рисует по заданному образцу и проговаривает изучаемый звук.
2. Детям нравится выполнять графические диктанты. Выполнив рисунок карандашом, ребенок может еще раз обвести его фломастером с проговариванием заданного звука. Завершить работу- раскрашиванием внутренней части рисунка или заполнением ее буквами изучаемого звука.
3. Большой интерес у детей вызывает работа с трафаретами по лексическим темам (домашние, дикие животные, овощи, фрукты и т. д.).
Первоначальное использование трафаретов помогает детям научиться рисовать, видеть и не выходить за границы предмета.
Этап №2 «Автоматизация звука в слогах».
1. Произнесение слогов с каким- либо движением.
«Слоговые дорожки»- ребенок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или нажимая пальцем на рисунок. Например: для автоматизации звука «р» со стечением согласных можно расширить поле деятельности. Изобразить пешеходные дорожки, светофоры. В качестве пешеходов выбрать мини игрушки (ежик, зайчик). Помимо закрепления знаний по правилам дорожного движения, транспорта отрабатывается произношение звуков в сочетании с «р» при торможении (тра, тро, тру, тры, трэ и. т. д.)
2. Рисование ломаных линий, спиралей.
3. Рисование пальцем узоров в крупе.
Этап №3 «Автоматизация звука в речи.
1. На данном этапе быстро и легко заучиваются стихи, скороговорки с использованием приема мнемотехники. После предварительного знакомства с новой скороговоркой, стихом, уточнения обозначений и труднопроизносимых слов, ее содержание «зарисовывается» детьми с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий связанных между собой по смыслу. Для автоматизации звуков в связной речи, ребенку предлагается выполнить рисунок по замыслу и составить рассказ или зарисовать прослушанный рассказ и пересказать его.
2. Особой частью занятия является раскрашивание картинок, в названии которых имеются изучаемые звуки. Такой вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и активизирует творческое мышление.
3. При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
4. Так при заучивании стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год» я предложила детям зарисовать сюжет произведения. Таким образом мы не только быстро выучили стихотворение, но и выполнили ряд грамматических заданий:
- подбирали однокоренные слова к слову «снег»;
- находили слова- родственники;
- закрепили предлоги;
- подбирали прилагательные, действия, тем самым развивая словарный запас детей и закрепляя произношение звука «с»;
Предложенные методы и приемы способствуют повышению качества автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста.
В заключении своего выступления еще раз подчеркну что изобразительная деятельность оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи.