Валентина Крячкова
«Археологические раскопки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выяснить значение археологии в жизни современного человека.
В мире много интересного,
В мире много неизвестного.
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать.
Уважаемые гости, сегодня мы собираем команду для археологической экспедиции. А вы хотите принять в ней участие?
Но отправится в экспедицию, смогут настоящие эрудиты. Хотите принять участие в нашем блиц-опросе?
Публикация «„Археологические раскопки“» размещена в разделах
- Те, кто найдет правильный ответ на вопрос, получит жетон. Итак, начинаем, будьте внимательны!
Блиц-опрос:
- Чем занимается археология?
(Поиском предметов прошлого)
- Как еще называют археологию?
(Наукой лопаты)
- Для чего необходима археология?
(Узнать прошлое)
Правильно ответившие получают жетоны.
- А вы знаете, чем отличается прошлое от настоящего? Хотите узнать? Давайте сделаем это вместе.
Игра «Что было раньше, а что сейчас?»
Ведущий предлагает участникам игры назвать, чем отличаются объекты прошлого и настоящего:
• дома,
• улицы,
• транспорт,
• одежда,
• обувь.
Участники получают жетоны.
- Итак, дорогие друзья, продолжим наш блиц-опрос. Люди, каких профессии, занимаются изучением прошлого?
(Археологи, историки)
- Какую технику используют археологи в поисках?
(Вертолеты, самолеты, автомобили и специальную технику и даже космические корабли)
- Как называется место раскопок?
(Раскоп)
- Итак, уважаемые кандидаты в исследовательскую экспедицию, что же нам – археологам необходимо для работы?
Словесная игра
«Что необходимо археологу для работы?»
Участники игры по очереди называют орудия труда археологов. Правильно ответивший получает жетон.
( Предполагаемые ответы: лопата, кирка, лом, мастерок, молоток, кисть, щетка, контейнер, коробка, ведро и т. п.)
Словесная игра
«Что находят под землей?»
Участники игры по очереди называют предметы, которые находят ученые во время раскопок. Правильно ответивший получает жетон.
- Вы правы, друзья. Под землей спрятаны несметные сокровища. И, не важно, черепок это или золотое ожерелье. Все это имеет огромное значение для истории. Я предлагаю вашему вниманию историческую справку.
Историческая справка
По результатам археологических исследований выяснили, что ещё в 7-ом - 6-ом веках до нашей эры в наши края на галерах приплыли первые греки. Так стартовало время греческой колонизации в наших краях. Хотя самые древние сосуды, найденные при раскопках на территории Кубани, относятся к эпохе энеолита - меднокаменного века, всё же расцвет гончарного ремесла стал настоящим искусством именно с появлением греческих поселений, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия, расписанные цветным лаком. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который затем покрывался черным лаком, считались признаком роскоши и богатства.
- Уважаемые коллеги, вы, наверное, знаете, что археология – это трудоемкая наука. Для того чтобы сделать открытие, необходим целый процесс. А разобраться в этом я предлагаю вместе. Хотите?
Игра «Что сначала, что потом?»
Перед участниками на столе лежат карточки с изображенными на них предметами: книга и компьютер, вертолет, лопата, кисть реставратора, музей. Необходимо установить между ними взаимосвязь и расположить в хронологическом порядке:
• книга и компьютер – изучение исторических данных, подготовка к предстоящей экспедиции;
• вертолет – поиск места раскопок;
• лопата – археологические раскопки;
• кисточка – реставрационные работы;
• музей – размещение экспонатов для всеобщего обозрения.
Игра одновременно может проводиться несколькими командами. Побеждает та команда, которая первая правильно расположила картинки и объяснила свое решение.
Победители получают жетоны.
- Итак, дорогие друзья, кто же из вас получил больше всего жетонов? Прошу поднять руку тех, у кого 1 жетон? 2 жетона и т. д. ?
- Я считаю, что в нашей экспедиции примут участие все присутствующие. Согласны?
- Итак, наша археологическая экспедиция начинает свою работу. По историческим данным и результатам археологической разведки с помощью космических аппаратов мы выяснили, что историческое захоронение расположено в центральной части территории, на которой мы находимся.
- Вы готовы принять участие в раскопках? Для того чтобы стать настоящими археологами, необходимо взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень древние и хрупкие, любое неловкое движение их может повредить.
Гости подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, и производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек. Найденные экспонаты выкладывают на поднос.
- В результате раскопок найдено несколько предметов:
• черепки посуды;
• старинные монеты;
• изделия из металла.
Необходимо провести научное исследование, оценить их историческую ценность. Какие специалисты нам понадобятся?
(Реставраторы и оценщики)
На столах выкладывают предметы, найденные в ходе раскопок. Рассматривают их. Один из участников дает заключение об их ценности.
(Все находки могут быть использованы педагогами ДОУ для знакомства воспитанников с историческим прошлым Кубани)
- Уважаемые коллеги, в ходе предыдущей экспедиции были найдены предметы, которые не успели реставрировать. Вы могли бы нам помочь в этом?
Игра «Собери целое из частей»
Все участники делятся на группы. Перед каждой группой на столе лежат разрезные картинки предметов старины: глиняный горшок, амфора, блюдо. Необходимо собрать целую картинку из частей.
Участники игры выполняют задание.
- Дорогие ученые, спасибо, вы оказали нам огромную помощь. Экспонаты, найденные вами в ходе исследования, будут размещены в нашем музее.