Ольга Анатольевна Кожевина
Археологические раскопки старинной вазы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Археологические раскопки старинной вазы»
Познание:
Познакомить детей с профессией «археолог»
Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.
Формировать поисково – познавательную деятельность.
Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.
Учить составлять целое из частей.
Развивать логическое мышление
Социализация:
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию, воспитывая при этом нравственные качества детей.
Публикация «Археологические раскопки старинной вазы в старшей группе» размещена в разделах
Учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность
Коммуникация:
Продолжать осваивать элементарные навыки речевого этикета;
Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.
Учить свободно выражать свои мысли в речи.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Развивать связанную речь.
Художественное творчество:
Учить передавать задуманный образ в рисунке.
Труд:
Поощрять желание участвовать в совместном труде.
Учить доводить начатое до конца.
Музыка:
Развитие образных движений посредством музыкальной игры
Материал: мини- песочница, лоточки с песком, глиной, черепки глиняной посуды, палочки, кисточки, коктейльные трубочки, лист бумаги, презентация «Кто такие археологи».
Ход занятия.
Создание эмоционального настроения
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать
-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы?
-А кто же такие археологи? хотите узнать?
Презентация «Кто такие археологи?» с рассказом воспитателя.
«Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Чей этот меч, а чей этот клык?
Кто ответить сможет вмиг?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, археолог!
Для истории открытья,
Они ищут далеко.
Удивляют нас находкой,
Что в земле лежит давно.
По крупицам всю эпоху,
Создадут они легко.
Наших предков клад находят,
И дарят нам они его.
Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. (слайд №2)
Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений. (слайд №3)
Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит впадины на месте разрушенных жилищ, холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды, (слайд № 4)
Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам. Слайд №5,6,7)
Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок. (слайд №8, 9,10)
-Кто же такие археологи?
-Чем они занимаются?
-Как вы думаете, для чего они это делают?
-Какие инструменты используют?
-Ну что вы готовы принять участие в раскопках?
- Сегодня мы превратимся в настоящих археологов. Вам нужно, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить.
Поисково - познавательная деятельность.
Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.
После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.
-Дети что же мы с вами нашли?
-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.
-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (В лесу растут грибы, ягоды. Светит солнце. Охотник стреляет из лука.)
-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)
-Для чего человек изобрёл лук?
-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?
-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?
-Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?
-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?
-А на чём бы могли нарисовать наше послание?
-Правильно мы бы могли нарисовать на бумаге, песке, стекле, глине. Но нам нужно изобразить рисунок там, где он сохраниться в течение очень долгого времени.
-Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультурная минутка под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно»
-Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Какие материалы для вас приготовлены. (Бумага, песок, глина)
-Давайте рассмотрим и вспомним качества бумаги.
-Что может произойти с бумагой? (порваться, помяться)
-А теперь давайте опустим бумагу в стакан с водой, что произошло? (Бумага намокла, рисунок размылся)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на бумаге в течение долго времени?
А теперь давайте рассмотрим песок.
Потрогайте песок, из чего он состоит? (из мелких песчинок)
-А теперь представим, что подул ветер, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на песок. Что происходит? (песчинки передвигаются)
-Какой песок? (сыпучий)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на песке в течение долго времени? (нет)
-А теперь давайте рассмотрим глину? Потрогайте, какая глина? (липкая, вязкая, мягкая, пластичная)
-Правильно глина липкая, вязкая, мягкая, пластичная.
-А что произойдёт с глиной через несколько дней? (она затвердеет)
-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на глине в течение долго времени? (да)
- Правильно, обожженная глина почти не разрушается в земле. Поэтому при раскопках находят очень много глиняных сосудов, чаще всего обломки, реже целые.
-Ну, тогда я предлагаю изобразить на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем.
Выполнение работ.
Анализ работ
Анализ занятия
-Кто же такие археологи?
-Чем занимаются?
-Какие инструменты используют?
-На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему?