Сахно Наталья Петровна
«Анализ коррекционных программ по сенсорному развитию детей с грубыми множественными нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Описанием сенсорного развития детей с грубыми множественными нарушениями занимались такие авторы
как:
•Т. А. Басилова (рассматривала сенсорное развитие детей от рождения до 3-х лет)
•Ван Дайк (ориентировался на ранний возраст)
•Фло Лофорн. (на ранний дошкольный и школьный возраст.
Публикация «„Анализ коррекционных программ по сенсорному развитию детей с грубыми множественными нарушениями“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Анализируя программы,
можно отметить, что Басилова Т. А. выделила конкретные показатели развития ребенка раннего возраста на каждом этапе: 0-1год, 1 – 2 года, 2-3года, то есть, какими умениями должен овладеть ребенок.
Чтобы сенсорное развитие проходило более эффективно, авторы программ рассматривают особую роль семьи, а совместные действия матери и ребенка рассматривают как необходимый компонент в его воспитании и развитии.
Ван Дайк в своей программе предложил «теорию привязанности». Он говорил о том, что «…если ребенок чувствует прочную связь с матерью, то, опираясь на чувство уверенности, он легко может пуститься в «путешествие», поскольку знает, что в случае опасности он в любое время может «вернуться на свою безопасную базу». Также он говорил о «Феномене резонанса» - если слепоглухой ребенок еще не вступил ни в какие отношения с окружающими его людьми и как бы замкнут в себе самом, то воспитатель, используя желание ребенка выполнять определенные действия, пытается проникнуть в его внутренний мир.
Важным можно отметь, что Ван Дайк в своей программе предлагает ряд диагностик: слуха и зрения, психическую диагностику. Во время коммуникации предлагает использовать ссылки.
Все авторы уделяют особое внимание воспитанию у детей чувств осязания, обоняния, вкуса, запаха.
Фло Лофорн разработала последовательную систему по развитию этих чувств и предложила создать «банки запахов» (вкусов, звуков и др.). В своей программе Фло Лофорн разграничивает два понятия:
•«специальные дети»,
•«очень специальные дети».
Автор предлагает различные варианты оборудования «цепочки сенсорных зон» в одной классной/игровой комнате, при этом подчеркивается возможность их многофункционального использования. Также она разработала специфические средства, конкретные условия подбора материала для заданий и упражнений. Важным методом в работе с детьми с комплексными нарушениями автор считает дневник наблюдений, куда фиксируются все действия ребенка.
Фло Лофорн еще одной важной целью в своей программе ставит стимулирование зрительного восприятия ребенка до такой степени, чтобы ученик мог спонтанно пользоваться зрением и оценивать окружающую его обстановку.
Басилова Т. А. и Ван Дайк предлагают методы по самообслуживанию и на ориентировочную реакцию. Одним из важных приемов все авторы считают поощрение ребенка за самостоятельные действия и движения, а также считают, что необходимо детям указывать на их ошибки, чтобы в дальнейшем их избежать.
Басилова Т. А. и Фло Лофорн предлагают множество различных упражнений на развитие тактильной чувствительности и других видов чувствительности.
Басилова Т. А. предлагает ограниченное количество времени на выполнение упражнения (3-10 минут). Фло Лофорн, наоборот, не ограничивает время, а предлагает столько, сколько необходимо ребенку для выполнения того или иного упражнения.