Наталья Лифанова
Презентация «Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога»
(Ю. А. Конаржевский)
Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон
Публикация «Презентация „Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Педагогический анализ – это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением.
Педагогический анализ :
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
- ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
- САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
КАРТОЧКА АНАЛИЗА
Образовательная область «Познание» (раздел)___ Дата проведения___ Тип НОД (традиционное, комплексное, интегрированное)___ Возрастная группа___ Количество детей___ ФИО воспитателя___ Начало НОД___ окончание НОД___ Длительность непосредственно образовательной деятельности ___ Критерии анализа Да Нет Частично 1. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (соответствие конспекта, подбор материала, предварительная работа) 2. Условия проведения непосредственно образовательной деятельности (удовлетворение двигательной активности, характеристика условий проведения НОД) 3. Программные задачи: (соответствие возрастной группе, разнообразие задач, взаимосвязь, наличие проблемно-поисковых задач) 4. Структура и методика проведения: (соответствие частей НОД, правиль- ность отбора методов, приемов и средств обучения, разнообразие приемов) 5. Педагогическое мастерство педагога (умения, способности, инди- видуально-дифференцированный подход и т. д.) 6. Анализ деятельности детей 7. Выводы 8. Краткие рекомендации к выводам
Самоанализ педагогической деятельности – это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся педагогом со своими действиями.
Без самоанализа невозможно :
Построить целостную образовательную систему;
Повысить мастерство, развить творческие способности;
Обобщить передовой педагогический опыт;
Сократить затраты времени на техническую работу;
Обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога;
Самоанализ дает возможность :
Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности воспитанников;
Развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
Формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом;
От самоанализа во многом зависят педагогическое мастерство воспитателя, производительность его педагогического труда.
- Бессистемный характер анализа;
- Слишком общие замечания;
- Стремление пересказать занятие;
- Выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков; - Нерешительный характер анализа;
- Затрудняются объяснить целесообразность выбора тех или иных методов обучения;
Компоненты, способствующие развитию способности педагога к самоанализу :
• Самоконтроль
• Самодиагностика
• Осмысление затруднений
• Самооценка
Самооценка – это единство знания человека о себе самом и отношения к себе. Самооценка включает выделенные самим человеком умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение
Самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет педагогу определять противоречия
Самодиагностика рассматривается как инструмент по выявлению и установлению причинно- следственных связей
Вывод:
Развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения педагогом своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования