Шкуратова Елена
Дидактическая игра на основе дидактического пособия «Цветочек»
Авторы – разработчики дидактической игры – воспитатель Шкуратова Елена Александровна
Возрастная категория детей – младший дошкольный возраст (3-4 года)
Цель дидактической игры (на основе дидактического пособия «Цветочек») : повышение у детей уровня навыков самообслуживания, развитие памяти, воображения, внимания при использовании в режимных моментах мнемотаблиц.
Задачи дидактической игры :
Обучающие:
• Формировать навыки самообслуживания;
Публикация «Дидактическая игра на основе дидактического пособия „Цветочек“» размещена в разделах
• Овладевать приемами работы с мнемотаблицами;
• Знакомить со стихами, потешками и прибаутками через использование мнемотаблиц;
Развивающая
• Развивать у детей связную речь;
• Развивать основные психические процессы: памяти, внимания, образного мышления;
Воспитательная
• Воспитывать интерес к игре;
• Формировать умения слушать, понимать выученное.
Методические рекомендации по использованию дидактической игры : дидактическая игра предназначена для работы с детьми в использовании режимных моментов, а также для самостоятельной и образовательной деятельности.
Оборудование: Дидактическое пособие «Цветочек», мнемотаблицы и карточки по режимным моментам.
Вариант 1. «К нам пришел «Цветочек» значит, будем весело и дружно одеваться»
Цель: формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания детей самостоятельно, знать последовательность одевания и раздевания, аккуратно вешать снятые вещи на стульчик или в шкафчик, застегивать и расстегивать застежки.
Задачи:
• Учить знать последовательность одевания и раздевания;
• Учить аккуратно, вешать снятые вещи на стульчик или шкафчик;
• развивать навыки самообслуживания в процессе одевания и раздевания;
• развивать мелкую моторику в процессе одевания;
• развивать умение застегивать и расстегивать застежки.
На начальном этапе обучения учим детей алгоритм одевания. Перед прогулкой дети садятся в круг.
• Ребята, мы с вами сейчас пойдем на улицу
• У меня есть картинки, на которых нарисована одежда, но я что – то забыла, что нужно сначала одеть, чтобы идти гулять;
• Я разложу картинки на столе, а вы подойдете и разложите картинки с одеждой по порядку
• Скажите, зачем мы должны одеваться правильно
• Теперь я благодаря вам вспомнила порядок одевания, мы можем собираться на улицу.
На этапе закрепления алгоритма одевания воспитатель вносит в приемную «Цветочек» и показывает детям:
• «Ребята, в нашей группе появился «Цветочек», он необычный, а цветок – помощник.
• Он будет нам помогать одеваться на прогулку.
• Я буду отрывать лепесток и читать, что на нем написано, а вы будете называть и выполнять действия;
• Что первый лепесток хочет нам сказать?;
• А второй лепесток? и т. д.
Воспитатель отрывает и зачитывает начало потешки, показывая детям, что нарисовано на лепестке. Дети повторяют слова, а потом выполняют действия.
Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять!
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай, по порядку одевай.
Собери носок в гармошку, и одень его на ножку.
А теперь скорей вставай и штанишки одевай.
Чтобы ушки не болели, быстро шапочку надели.
А потом и куртку, для длительной прогулки.
Завязала Настеньке, шарфик полосатенький,
Наденем на ножки валенки – сапожки.
И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать.
Аналогично можно провести другие варианты игры по форированию культурно – гигиенических навыков.
Вариант 2. «Цветочек» нам поможет и научит как вести себя за столом во время еды.
Цель: формирование навыков поведения за столом во время приема пищи.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами поведения за столом во время еды;
• Расширять и закреплять представления детей о столовом этикете;
• Сформировать элементарные навыки поведения во время еды;
Перед обедом, дети садятся полукругом для встречи на обед куклу Катю.
• Ребята к нам сегодня придет кукла Катя она хочет с нами пообедать;
• Что мы будем делать, чтобы ее встретить?;
• Давайте ей покажем как нужно правильно вести себя за столом?
• Давайте вспомним, что необходимо делать;
• Здесь нам снова поможет волшебный «Цветочек», он будет нам показывать картинки с правилами, а мы должны выбрать правильные картинки (правила поведения за столом во время еды);
Из предложенных картинок «Цветком», вырабатываются правила поведения за столом и эти картинки помешают в уголок дежурств по столовой.
Вариант 3 .«Цветочек» нам поможет и научить, как быть чистым и здоровым![/u]
На стене возле крана висит цветочек с потешкой ( например: «Кран откройся…»)
Когда дети входят в умывальную комнату, открывают кран с водой. Вода из крана не бежит.
• Что случилось?
• Почему из крана не бежит вода?;
• Мы сегодня останемся грязными и неумытыми?;
• Что необходимо сделать, чтобы вода побежала? и т. д.
Дети замечают, на стене, висит «Цветочек» с потешкой. Они повторяют потешку и выполняют действия согласно тексту. Кран открывается и бежит вода, дети умываются.
Потешка:
Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем, перед каждою едою
После сна и перед сном.
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплою водою,
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму, и ладошки им потру.