Татьяна Замараева
Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Акваигры в коррекционной работе учителя - логопеда»
В своей работе с детьми, имеющими нарушения речи, я активно использую игровые технологии, считая, что именно игра является самым эффективным методом в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. А такой приём, как использование воды, делает развивающие игры увлекательными и непринуждёнными, вода вносит эффект новизны и занимательности, эмоциональной насыщенности. В процессе акваигр дети не замечают, что их чему-то учат и развивают. Особенно благотворное влияние такие игры оказывают на гиперактивных детей, а застенчивые ребята, наоборот, эмоционально раскрепощаются и активнее идут на контакт со сверстниками и педагогом. Сочетание игровых манипуляций с предметами, игрушками, картинками и речевого материала (коротких стихов, чистоговорок, песенок и пр.) способствует развитию произносительных умений и навыков у детей с трудностями в развитии речи.
При проведении игр с водой учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой и мелкими предметами. Акватерапия используется с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 человека). Игры сопровождаются прослушиванием аудиозаписей: шум дождя, моря, журчание ручейка, музыкой и эффектами света, а ещё в воде можно устроить шторм и бурю, что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Учитель-логопед может использовать игры с водой на всех этапах коррекционной работы, ненавязчиво закрепляя полученные знания.
Как используются акваигры:
Основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза является артикуляционная гимнастика, цель которой - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости, за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ. Каждое упражнение нужно выполнять по нескольку (5-7) раз. Статические упражнения, при удерживании одного положения тех или иных артикуляционных органов, длятся по 10-15 секунд. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребёнок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики проходит быстрее и успешнее. Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики - хорошее настроение ребенка. В этом случае можно быть уверенным, что ребёнок и в следующий раз с желанием будет заниматься артикуляционной гимнастикой. Артикуляционные упражнения языка сочетаются с движениями рук в воде, таким образом, отрабатывается темп выполнения упражнения. Например, выполняя упражнение "Лошадка" щелкаем языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, "скачем" по воде или в такт кидаем в воду мелкие камушки. Выполняя упражнение "Часики" двигаем языком ритмично вправо-влево и указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде рисуем движения стрелок часов. Выполняя упражнение "Качели" ритмично двигаем языком верх-вниз и указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении двигаем по воде; упражнение "Индюк": языком быстро облизываем верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл" и пальцем в такт движениям языка двигаем по воде; упражнение "Накажем непослушный язычок": губами ритмично шлепаем по лежащему на нижней губе широкому кончику языка, произнося "пя-пя-пя", и ладонью ведущей руки слегка похлопываем по воде; упражнение "Гармошка": растягиваем не отрывая язык от нёба и одновременно сводим и разводим указательный и большой пальцы в воде. Когда ребёнок усвоит все артикуляционные упражнения, в контейнер с водой помещаем мелкие игрушки (иголочка, барабан, лопаточка и т. д., ребенок достает предмет и перед зеркалом выполняет упражнения.
Хорошо известно, что формирование правильной речи тесно связано с дыханием. Необходимо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять интенсивностью выдоха. Речь образуется во время выдоха. Специальные дыхательные упражнения развивают фонетическое дыхание, особенно удлинённый, сильный выдох. И вот тут «палочкой-выручалочкой» становятся игры с водой на развитие воздушной струи и речевого дыхания, которые носят, как обучающий, так и психотерапевтический эффект. Например, упражнение "Фонтанчик" лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане. Ребенок, удерживая губами коктейльную трубочку, производит "бульки" в воду, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе постарается сделать несколько вкл-выкл фонтана. В "Парусной регате" принимает участие несколько детей. В широкую емкость с водой опускают парусники и предлагают детям отправить парусник в плаванье с помощью длительного выдоха. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу. Игра "Морская прогулка": с помощью коктейльной трубочки ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды. Игра "Буря": ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде. Игра "Кораблик": детям предлагается плавно подуть на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил. Игра "Пузыри": бульканье водой коктейльными трубочками (игра парами, один ребёнок булькает, а другой читает стишок) Усложнение: набрать воздуха и пока читается стихотворение булькать не вдыхая дополнительно):
Осторожно, пузыри!
-Ой, какие!
-Ой, смотри!
-Раздуваются!
-Блестят!
-Отрываются!
-Блестят!
-Мой со сливу!
-Мой с орех!
-Мой не лопнул дольше всех!
Другой вариант этой же игры парами: Бу-у-у - сидит ворон на дубу. На последний звук играющий должен подуть из трубочки в воду. Игра "Аква-футбол": с помощью трубочки забить мячик в ворота.
Использование акваигр для развития фонематического слуха:
«Спрячь ручки»: 1 вариант: нужно спрятать руки в воду, услышав заданный звук в слове. 2 вариант: нужно спрятать руки в воду, если на картинке (или опущенной в воду игрушки) есть заданный звук в слове. 3 вариант соревновательный : нужно успеть схватить опущенную в воду игрушку на заданный звук в слове, который называет педагог.
"Слоговые дорожки": рисовать круги на воде, проговаривая слоговые ряды (са-со-су; са-ша-са и т. д.).
При автоматизации поставленных звуков так же используются игровые приемы. Например, игра "Сильный мотор" для автоматизации звука "Р": рисовать на воде букву "Р", произнося одновременно звук "Р", либо рисовать непрерывную вертушку на воде, пока хватает выдыхаемого воздуха. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая поиск буквы в воде с произнесением звука. "Слабый моторчик": произносить мягкий звук "Рь", проводя дорожкипальчиком по воде. "Горочка": выливать набранную воду из ладошки, произнося звук "С" или "Сь". "Дорожки": произносить заданные слоги, "прошагивая" их по воде, отщелкивая пальцами или слегка отшлепывать их ладошкой. "Собери камушки": доставая со дна камушки, повторяем слоги, слова на автоматизируемый звук. "Пройди по камушкам": шагаем пальцами по камушкам и повторяем слоги. "Достань игрушки" и назови.
"Шарики": пальцами друг другу отбивать шарики по воде и проговаривать чистоговорки:
Лы-лы-лы, забивали мы голы,
Лу-лу-лу, возле окон на полу,
Ла-ла-ла, не заметили стекла.
Лу-лу-лу, мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.
Игра с игрушечным корабликом: ведем по воде корабликом с проговариванием чистоговорок:
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Игра с зубной щёткой и игрушечной собачкой: чистить щёткой игрушку и проговаривать: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Игра с ёмкостями (стаканчики, крышечки): переливать друг другу воду и проговаривать: Дру-дру-дру нам купили по ведру.
Дифференциация звуков:
"Два моря": в ёмкость с водой ставятся два ведерка: в одно складываем камушки или игрушки со звуком "С", в другое-со звуком "Ш".
"Водолаз": ребенок достаёт со дна игрушки/картинки с дифференцируемыми звуками и раскладывает их в соответствующие корзинки.
Расширяем словарный запас:
-достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д. игрушку (формирование словаря прилагательных);
-достань предмет по описанию: овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон);
-загадки (кто отгадал, тот и достал);
-достань или, наоборот, опусти в воду только фрукты (овощи) и т. д. ;
-игры с игрушками "Морские жители".
С помощью акваигр можно работать с ребенком над грамматическим строем речи. Например, в этом игровом упражнении с водой учим правильно употреблять в речи грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка- полосатая, кораблик-легкий, блюдце-пластмассовое)
Игра «Ракушки» (существительное с числительным): доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
Игра "Кого/чего не стало"
Игра "Лодочка": в этом игровом упражнении можно учить правильно употреблять в речи приставочные глаголы и предлоги - к чему подплыла, между чем проплыла, от чего уплыла, наречия-далеко, близко, быстро, медленно, глубоко и т. д.
При подготовке к обучению грамоте ребенок, по заданию, удочкой с магнитом или рукой вылавливает со дна заданные буквы, обозначающие гласные или согласные звуки. Кроме этого, ребенок по словесной инструкции вылавливает определенные буквы и составляет слово.
"Выложи букву": выложить на дне емкости букву камушками, палочками.
"Выложи слов": выложить на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
"Буквы утонули"Ребенок должен посмотреть в воду на дно ёмкости узнать и назвать нужную букву. Если буква названа правильно, он может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов).
Игра «Ловцы жемчуга»
Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин (бусин) сколько в слове слогов.
Работая над связной речью в играх с водой, можно отрабатывать грамматические категории, предложно-падежные конструкции. Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказы-описания, придумывает волшебный мир перевоплощений. При этом, одновременно проводится работа и над развитием мелкой моторики (описывая внешний вид рыбки, ребенок проводит пальцем по частям рыбки, ее тела). Доставая по очереди персонажей, учим рассказывать сказку ("Репка", "Теремок" и т. д.).
Очень действенным и эффективным на логопедических занятиях для регуляции мышечного тонуса и снятия напряжения с мышц пальцев рук, а так же для совершенствования мелкой моторики являются следующие упражнения: положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление 7 пальцев, погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки, погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно, погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать "волны", при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.
Игра "Медуза": кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем.
Игра "Морская звезда": кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра "Рак": кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку - Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра "Рыбка": кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра "Дельфин": ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин - малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра "Акула": пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра "Маленькая лодочка": обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра "Пароход": обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра "Дождь": пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра "Волны": ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
В заключении хочется сказать, что «мини бассейн» для ручных игр - это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые проблемы. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Акваигры способствуют естественному, непринужденному развитию всех сторон речи детей, стимулируют различные проявления самостоятельности, повышают интерес к занятиям.