Елена Семенова
Активизация работы по эффективному взаимодействию детского сада, семьи и социума посредством технологии проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Одуванчик» я осуществляю в соответствии с рабочей программой группы, программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и учетом интеграции образовательных областей.
Основная работа осуществляется через образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи по образовательным областям: «Социально – коммуникативное развитие» Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать положительное отношение к детскому саду. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду, называть их имена и отчества. Воспитывать уважение и чувство принадлежности к своей семье. Развивать представления детей о членах их семьи (как зовут, чем занимаются и пр.) «Познавательное развитие» (ознакомления с социальным миром) Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней. Закреплять умение называть свое имя и возраст. Расширять представления о ближайшем окружении (улица, поликлиника, магазин, парикмахерская). «Речевое развитие» На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания фотографий, слайдов.
Публикация «Активизация работы по эффективному взаимодействию детского сада, семьи и социума посредством технологии проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи нравственно- -патриотического воспитания:
- набор демонстрационного материала «Защитники отечества», «Российская геральдика и государственные праздники», набор иллюстраций из серии «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливые слова», «Профессии»;
-наглядный материал: буклеты «Памятники природы села Александровского», «Александровский поэтический калейдоскоп» и т. д. ; - альбомы «Легенды и мифы Ставропольского края», «Достопримечательности нашего села», фотоальбом «Моя семья»; Имеется мини –музей предметов старины, атрибуты старины: вышивки, платки, деревянные игрушки, посуда и т. д. – Наглядно-демонстрационный материал «Правила безопасного поведения», «Полезные и вредные привычки», «Полезные продукты», театр настольный «Кошкин дом»и т. д., «Я и другие», «Я и моё поведение», «Безопасность», «Уроки безопасности», «Уроки поведения». Наборы карточек «Семья», «Мой дом», «Что такое хорошо и что такое плохо». Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Больница» и т. д., средства изодеятельности, иллюстрации, презентации, художественная литература по данной теме.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. И здесь нам педагогам понятно, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности)- значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами «которые окружают ребенка». Беседуя с детьми о мамах, о том, что мама заботится обо всех членах семьи, старалась вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Матери – детки», «Больница» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В группе есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Строители», «Магазин», «Шофер» и т. д. Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: Л. Квитко «Бабушкины руки», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей», «Доктор Айболит» К. Чуковского и другие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Но самым главным и ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь. Таким образом, в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка. Играя в сказку «Репка», ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Вместе с детьми играли в дидактические игры : «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Новоселье куклы», и другие. Дидактические игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость. С большим удовольствием дети играют в подвижные игры: «Салочки - догонялочки», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Курочка-хохлатка», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как дисциплинированность, ответственность, желание помочь другому. Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. В группе создан мини музей «Предметы старины», экспонаты собраны совместно с родителями, я систематически знакомлю детей с жилищем русского человека; разъяснила понятие «горница», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям. Закрепляли полученные знания, посещая музей детского сада «Русская изба».Представление о деревянной, соломенной, тряпичной игрушке, способах изготовления соломенной игрушки дети получили во время беседы при посещении мини – во время выставки «Куклы наших бабушек». Самую главную и важную роль в воспитании ребенка играет семья. Ребенок должен уметь и вежливо общаться, и умение делиться своими игрушками, и желание помогать старшим. Это все должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться воспитателями детского сада. В октябре в нашей группе реализован проект «Семейный архив». Цель: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию через приобщение к семейным традициям. В результате совместной деятельности педагога и родителей группы - у детей появился интерес к своей малой родине, они знают название села, его достопримечательности. С желанием рассказывают о своей семье, ее традициях. Дети рассматривают семейный альбом, делятся впечатлениями. Совместно с родителями оформили семейные фотоальбом.
В феврале реализован мини- проект по приобщению детей к искусству «Волшебная Дымка». Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным промыслам - дымковской игрушкой.
В результате совместной деятельности у воспитанников группы сформировался интерес к дымковской игрушке. Дети получили первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, дидактических и настольных игр. Родители воспитанников проявили интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
Формы взаимодействия с родителями разнообразны: - Родительское собрание «В каждой семье свои традиции» Форма «Калейдоскоп». Цель: повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания в семье (Февраль). - Педагогический журнал «Из рук в руки» «Нравственно- патриотическое воспитание детей младшей группы (март)
Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях группы, делятся впечатлениями, получают педагогическую помощь и применяют ее в воспитании своих детей.
Вывод: В ходе проделанной работы дети проявляют активный интерес к данной теме. Мы привили любовь к своему детскому саду, родному селу, дети эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких. Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности, отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках, называют свое имя, фамилию.