Оксана Мишина
Конспект занятия «Айболит осматривает комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 443 г. Челябинска»ru
Конспект занятия по развитию экологических представлений
в старшей группе комбинированной направленности
на тему: «Айболит осматривает комнатные растения»[/b]
[/b]
Выполнила: Воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект занятия „Айболит осматривает комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
Мишина Оксана Владимировна
г. Челябинск
2024
Занятие по развитию экологических представлений в старшей группе комбинированной направленности «Айболит осматривает комнатные растения»
Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о строении комнатных растений, условиях и содержания.
- Развивать мыслительные операции, учить делать выводы и обобщения.
- Закреплять умения называть части растений, цвет листьев, цветов.
- Закреплять навыки ухода за растениями.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, активизировать у детей желание самостоятельно ухаживать за ними.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Коррекционные:
- развивать тонкую и общую моторику, координацию движений;
- развивать познавательные способности, сообразительность;
Информационно-иллюстративный материал: иллюстрации, комнатные растения.
Оборудование: глобус, чемоданчик Айболита (палочка для рыхления почвы, термометр для определения температуры воды, земля в пакетике, удобрение в пакетике, ножницы, марлевый муляж «корешка», раствор марганцовки, кисточка, пульверизатор схематические изображения условий, необходимых для жизни растений, лейки, ватные диски, прозрачная емкость.
Словарная работа: хлорофитум, папоротник, бальзамин, фиалка, сансевьера.
Предварительная работа: знакомство с растениями в уголке природы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Собирай-ка», лото «Цветы», пальчиковая игра «Цветы», чтение стихов и загадок о комнатных растениях.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними на столе выставлены комнатные растения: хлорофитум, папоротник, бальзамин, фиалка, сансевиерия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать? (О комнатных растениях.) Правильно. Мы с вами уже много знаем о них. Но я решила пригласить настоящего специалиста по растениям. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто наш гость:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Входит доктор Айболит и обращается к детям:
Айболит: Здравствуйте, дети. (Ребята здороваются.) Вы хорошо себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)
- Молодцы. Но сегодня моими пациентами будете не вы. Я хотел бы осмотреть ваши комнатные растения. Закончилась долгая зима, и растения, как и люди, могут быть слабыми, больными. Им нужно помочь. У меня в чемоданчике есть все необходимое для осмотра. Помогите мне, назовите эти предметы. (Айболит достает из чемоданчика по одному предмету, дети их идентифицируют: палочка для рыхления почвы, термометр для определения температуры воды, земля в пакетике, удобрение в пакетике, ножницы).
Айболит: Молодцы, вы все назвали верно. У вас в группе есть комнатные растения? Как они называются? (Дети перечисляют названия растений.)
- Зачем нужны комнатные растения? (Ответы детей)
Все правильно, комнатные растения:
- Украшают помещение;
- Делают воздух чище;
- Создают уют;
- Поднимают настроение.
Айболит: Получается, комнатные растения помогают нам быть здоровыми.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что растения поселились в домах людей давно, люди украшали ими свои жилища. А привозили комнатные растения путешественники из разных стран: из Африки, Индии, Южной Америки, (Показывает на глобусе).
Родина фиалки - Африка, сансевиерия, хлорофитум тоже прибыли к нам из Южной Африки. Фикус – из Азии, папоротник – из Южной Америки.
Воспитатель: Ребята, чем похожи комнатные растения? Что у них общего?
(У всех растений есть корень, стебель, листья, цветок).
Правильно, растения имеют одинаковое строение. И каждая часть растения выполняет свою задачу.
Зачем растениям стебель? (Ответы детей)
Стебель - связующее звено между всеми частями растения. По нему происходит доставка минеральных веществ и воды от корня вверх и питательных веществ от листьев вниз. Стебель служи опорой, на нем расположены листья.
Листья хорошо улавливают солнечный свет, в мякоти листьев образуются питательные вещества, необходимые растению. С помощью листьев растение испаряет воду. Листья участвуют в дыхании растений.
Корень высасывает влагу и позволяет растению дышать, закрепляет его в земле. Может растение жить без корня? (Ответы детей) Нет, сорванные цветы быстро гибнут.
Воспитатель: У меня в руках «корешок», сделанный из марли. Давайте опустим его в тарелочку с подкрашенной водой. Что произошло? (Ответы детей). Вода постепенно поднялась вверх, окрашивая марлю всё выше. Корни тоже имеют тонкие волоски, по которым поднимается вода. Теперь мы возьмём веточку бальзамина (с зелёными листьями) и поместим в тарелочку. Как вы думаете, что произойдёт? (Ответы детей). Листочки постепенно должны покраснеть. Понаблюдаем за бальзамином несколько дней и потом расскажем доктору Айболиту о результатах.
Вывод: растение пьёт воду корнем, и через корень влага поступает к остальным частям растения.
Цветок - нужен для размножения растений, ведь если растение не зацветет, не будет плодов, в которых созрели семена. А без семян не вырастут новые растения.
Воспитатель: Давайте изобразим, как растет и питается цветок. (Проводится пальчиковая гимнастика.)
Вырос высокий цветок на поляне, («Цветок» с закрытыми лепестками)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмичные движения пальцами вместе -врозь)
Дружно дают под землей корешки. (Кисти рук соединены тыльной стороной, опущены вниз.)
Воспитатель: А теперь проведем небольшой эксперимент. Давайте возьмём ватные диски, смочим их водой и протрём листья фикуса, хлорофитума и сансевьерии. Что произошло? (Ответы детей) Посмотрите, вата была белой, а стала грязно - серой. Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, листья растений улавливают пыль, очищая воздух.
Айболит: Но растения также страдают от пыли, поэтому их надо регулярно очищать, иначе они заболеют. Как вы это будете делать? (Ответы детей). Перед вами три цветка: фиалка, папоротник и хлорофитум. Вам предлагается также три предмета по уходу за растениями: влажная тряпочка, кисточка, пульверизатор. Что нужно сделать, чтобы очистить наши растения от пыли? (Ответы детей).
Правильно, если растение маленькое, листьев мало и они плотные, то его лучше протереть, как хлорофитум. Если листьев много, лучше опрыскивать, быстрее получится (папоротник) Есть растения, для листьев которых вода губительна, поэтому их не протирают, а смахивают пыль кисточкой (фиалка).
Дети производят необходимую работу по очищению растений и комментируют свои действия.)
Айболит: Что растениям необходимо для роста и развития? (Ответы детей.) По мере перечисления необходимых условий на мольберт выставляются их схематические изображения.)
- свет - без него растение не может жить.
- тепло - растения нужно держать в теплых помещениях, т. к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы;
- вода - поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.
- рыхление почвы - надо рыхлить почву, чтобы корням поступал воздух.
- удобрения - после долгой зимы необходимо вносить удобрения, они для растений нужны как витамины для людей.
Воспитатель: Как же нужно ухаживать за растениями?
- Поливать их.
- Рыхлить почву.
- Удобрять почву.
- Пересаживать по мере необходимости.
- Протирать пыль с листьев.
А теперь давайте превратимся в комнатные растения, которые тянутся к солнышку. (Проводится физкульминутка.)
Физкультминутка:
На окне в горшочках (Присесть на корточки.)
Поднялись цветочки, (Медленно встать.)
К солнцу потянулись, (Потянуться на ночках, подняв руки вверх.)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки. (Развести руки в стороны ладоням вверх.)
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, (Соединить руки над головой и покачаться.)
В солнышке утонут.
Айболит: А теперь надо посмотреть, может какое-то растение нужно полить, подрыхлить? Дети и Айболит осматривают комнатные растения).
Воспитатель: А как узнать, что растение пора поливать (ответы детей)
Правильно, нужно потрогать землю. Если земля сухая, растение нужно полить теплой отстоянной водой. Но делать это нужно правильно: надо поставить носик лейки на край горшка и осторожно поливать.
А сейчас мы не просто польем, а подкормим наши растения. Я разведу удобрение в воде, перелью раствор в леечки. (Айболит разводит раствор в прозрачной таре.)
Теперь можете поливать. Дети выполняют поручение.)
Айболит: Ребята, ваши комнатные растения чувствуют себя хорошо. Теперь я уверен, что вы правильно ухаживаете за ними. К сожалению, мне пора прощаться, и я хочу подарить вам новое комнатное растение. Родом оно из Америки, называется Эухарис, еще его называют Амазонская лилия. Ухаживайте за ним: поливайте, рыхлите землю, протирайте листья от пыли. Если вы все будете делать правильно, ваш новый друг будет красивым, здоровым и порадует белыми нежными цветами. До свидания! (Дети и воспитатель прощаются с Айболитом и устраивают новое растение в живом уголке).