Татарченко Вера Сергеевна
Консультация для родителей «Агрессивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методика «Кактус»
(автор – М. А. Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера, в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивные дети“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
• характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
• кактус домашний или дикий?
• он сильно колется? Его можно потрогать?
• кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
Игры на снятие агрессии
МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ
Цель: научить в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
’’Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного по хулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ’’У’’, если я буду тихо хлопать,вы будете тихо произносить ’’У’’, если я буду громко хлопать,вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить’’. Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми».
ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек ’’лодочку’’. Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик -’’болик’’- и дает инструкцию ’’Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарики, и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.
МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ
Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: ’’Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с вами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?’’ дети предлагают : ’’Говорить с ним ласково’’, ’’Научить его играть’’ и т. д. взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.
Рекомендации родителям
• Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т. д.)
• Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
• Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
• Повышайте самооценку ребенка.
• Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
• Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
• Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
• Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.