МААМ-картинки

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Аида Биккулова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация (от лат. приспособлять) – это процесс приспособления организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

В этой работе я хотела поделиться своим опытом по преодолению самого первого адаптационного периода в жизни малыша - к условиям младшей группы детского сада.

Адаптация в младшем дошкольном возрасте протекает, в основном, очень болезненно. Эмоциональное состояние многих детей резко отрицательное : они плачут; отказываются слушать и понимать слова воспитателей, либо гневно реагируют на них; отказываются от приема пищи, ото сна, от хождения на горшок, от игрушек, от общения со сверстниками. Они реагируют на каждое открывание дверей, в надежде увидеть маму; не желают покидать помещение группы, думая, что мама, придя, может их не застать в нужном месте. У таких детей постоянно присутствует страх того, что мама не придет, и их оставят в детском саду навсегда.

Эмоциональное состояние вторых можно считать удовлетворительным. Однако это не значит, что таких детей ничего не тревожит. Все негативные эмоции они прячут внутри: они не разговорчивы, либо совсем мало разговаривают; с трудом отвечают на поставленные перед ними вопросы; могут заплакать в любой момент, вспомнив маму, но они плачут недолго и снова прячут свое состояние внутри себя.

Эмоциональное состояние третьей группы детей можно назвать хорошим. Они открыты как с воспитателями, так и со сверстниками; хорошо и заинтересованно играют; слушают с интересом сказки и стихотворения; отвечают на поставленные перед ними вопросы. Но это не значит, что они совсем не вспоминают о родителях в течение всего дня. Получив удовлетворяющий их ответ от воспитателя, что мама обязательно скоро придет и заберет его домой, они успокаиваются и продолжают играть, как ни в чем не бывало.

Прежде чем начать рассказывать о тех педагогических приемах, которые используются в нашей группе по успешному преодолению периода адаптации детьми, хотелось бы подробнее остановиться на работе с родителями, которая проводится у нас в группе. Я считаю, что работа с родителями необычайно важна в период ранней адаптации. Ведь не только от педагогов, но и от родителей в большей степени, зависит успешное преодоление этого непростого периода в жизни их малышей. Естественно, что мы – воспитатели – отвечаем на все вопросы родителей, которые они задают по поведению их ребенка в детском саду; интересуются, как преодолеть те или иные трудности в адаптации к детскому саду. Какие-то слова или рекомендации со временем могут позабыться, и поэтому с начала нового учебного года мы в нашей группе решили сделать печатный вариант консультаций для родителей. Они находятся в свободном доступе для родителей в раздевалке в большом количестве. Каждый родитель может найти ответы на интересующие его вопросы и захватить брошюрку с собой домой. Брошюры составлены на 6 тем, показавшихся нам наиболее актуальными для детей, вновь поступающих в детский сад. Это консультации на темы: «Режим дня для детей 2-3 лет», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Игрушки для детей 2-3 лет», «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду», «Капризы и упрямство», «Воспитание дружеских отношений в игре».

Правильно будет упомянуть и про рефераты, которые готовят наши родители при поступлении в детский сад о своих детях по просьбе воспитателей группы. В так называемом «Портфолио на ребенка» родители должны дать самую подробную информацию о своем малыше: когда и где родился; в полноценной ли семье живёт; как развивался ребенок до прихода в детский сад; какое отношение у малыша с родителями; сильно ли привязан к маме; какие игрушки предпочитает использовать во время игры; какие взаимоотношения у ребенка со сверстниками; какие блюда предпочитает есть; отношение к сладкому; не подвержен ли аллергическим реакциям и частым простудным заболеваниям; как развиты у ребенка навыки самообслуживания; как называют малыша дома и многое другое. Такие рефераты помогают воспитателям лучше узнать малыша, вновь пришедшего в группу, и найти к нему индивидуальный подход. Хорошо, если текст подкреплен фотографиями из семейного архива, либо же рисунками самого ребенка.

А теперь хотелось бы поговорить непосредственно о воспитательном процессе, проводимом с детьми в нашей группе. Воспитателю адаптационной группы за свою рабочую смену приходится много работать со всеми детьми группы. Именно в этот момент приходится находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Все зависит от того, к какой из вышеперечисленных категорий эмоционального состояния ребенок относится. К адаптации первых двух категорий малышей приходится прилагать больше усилий. Только постоянная заинтересованность детей режимными моментами в жизни группы и ласковое отношение к такому ребенку могут дать положительные результаты. Даже очень сильно переживающие и плачущие дети перестают плакать и увлеченно слушают и смотрят, как воспитатель и остальные ребята проводят утреннюю зарядку, как проходит музыкальное занятие с музыкальным руководителем, как воспитатель группы читает или же инсценирует при помощи пальчикового театра русские народные сказки, детские стихотворения. Также малыши в нашей группе очень любят заниматься пальчиковой гимнастикой, проходящей в нашей сетке занятий как кружковая работа.

Очень любят ребята в нашей группе делать утреннюю гимнастику. Дети, которые уже успешно преодолели адаптационный период, встают в кружок, а вновь прибывшие дети сидят на стульчиках или на детском диванчике и с интересом смотрят наши физкультурные занятия по утрам, потому что наряду с упражнениями, воспитателем и детьми проговариваются неприхотливые стихотворения, которые дети очень любят и быстро запоминают. За счет этих детских стишков, утренняя зарядка становится увлекательной и любимой детьми:

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка ранненько встает,

Глазки моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку!

Детей младшего возраста легко можно заинтересовать инсценировкой русских народных сказок при помощи кукольных или же пальчиковых театров. Самые любимые русские народные сказки, которые с удовольствием слушают и смотрят дети младшего возраста, – это всем известные «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». При помощи пальцев и рук воспитателя на детских глазах оживают герои знаменитых детских сказок. Сколько эмоций и переживаний можно увидеть в глазах малышей в тот момент! И даже самый безутешно плачущий ребенок перестает переживать и плакать, заслушавшись сказкой. Я считаю, что такого вида инсценировки являются наиболее эффективным методом в том, чтобы донести до каждого ребенка содержание и мысль народного произведения. Ведь монотонное прочтение воспитателем содержания сказки не всегда может заинтересовать маленького человечка, который порой реагирует только на зрительное восприятие сказанного. Именно поэтому, я считаю, что пальчиковые и кукольные театры являются наиболее эффективным приемом в усвоении художественных произведений этого возраста.

Хотелось бы остановиться и на пальчиковых играх, которые занимают одно из главных мест в образовательном процессе этого возраста детей. Пальчиковая гимнастика является кружковой работой в сетке занятий нашего детского сада в 1 младшей группе. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

А с каким внимательным взглядом дети наблюдают за движениями рук воспитателя, слушают неприхотливые стишки, произносимые взрослым! Повторяя стихотворения хотя бы несколько раз в неделю, можно добиться невероятных результатов. Дети очень быстро запоминают легкую рифму и простые движения. Главное, чтобы стишки были подобраны правильно по возрасту, легко запоминались и сопровождались нехитрыми движениями. Во время ранней адаптации детей пальчиковая гимнастика является одним из самых эффективных педагогических методов переключения внимания детей, находящихся в непростом психологическом состоянии.

В своем докладе я перечислила о тех педагогических приемах, которые я использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в период их адаптации к детскому саду. Интересно преподнесенная сказка, либо необычно обыгранное на пальчиках стихотворение обязательно будет услышано ребенком и запомнено им. Ребенок обязательно захочет вернуться туда, где ему интересно, где он получает каждый день новые впечатления и эмоции. Если ко всему вышеперечисленному прибавить ласковое и внимательное отношение воспитателей к детям, то я уверена, что период адаптации не затянется слишком долго.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Аида Биккулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД