Лариса Шевченко
Адаптация вновь прибывших детей в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из других школ – интернатов, из семей с ТЖС. Среди них есть дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей.
Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка. Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности : не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т. д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.
Публикация «Адаптация вновь прибывших детей в школе-интернате» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Наша цель заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната : создание сплоченного детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Как проходила адаптация у наших вновь поступивших детей.
1. Составление списков вновь поступивших детей.
2. Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка)
3. Заполнение и ведение дневников наблюдений, индивидуальных карт ребенка.
4. Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в группу. Особое внимание следует уделять первой встрече с ребёнком. Даже маленькие дети волнуются перед такой встречей.
В окружении ребёнка появляется много новых людей, иногда он даже не в состоянии их запомнить, что объясняется обилием впечатлений. В таком случае значим тактильный контакт с ребёнком (погладить по голове, подержать за руку, приласкать и т. п.)
Приучать ребёнка к новому порядку необходимо тактично, не следует перегружать ребёнка различными правилами или инструкциями.
Со всеми детьми группы проводились беседы: "Давайте познакомимся", которая способствовала лучше узнать друг друга, воспитанию дружелюбия, доброты; "Культура общения"- установление контактов, сохранение естественности в общении, создание атмосферы доверия; час общения "Кто я такой", совместные игры "Сделай как я", "Ласковое имя", направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
6. Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: "трудный ребенок", которые склонны к побегам, к воровству, курению.
8. Наблюдения за деятельностью детей, рисунки на разные темы способствовали выявлению творческих способностей детей, их интересов и склонностей.
К концу 1 четверти выявлено, что адаптация проходит успешно и прибывшие дети имеют средний уровень адаптации :
1 Принимают и выполняют нормы коллективной жизни.
2. Положительные отношений с взрослыми и сверстниками.
Дети не конфликтуют, играют вместе.
3. Адекватно относятся к педагогическим воздействиям.
4. Принимают активное участие в жизни коллектива.
Большинство вновь поступивших воспитанников почти адаптировались к новым условиям, у них сложились хорошие взаимоотношения с педагогами, одноклассниками, чувствуют себя в группе как дома, принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, с большим удовольствием занимаются в кружках, спортивных секциях. Стараются соблюдать правила поведения установленные в школе, адекватно принимают педагогическую помощь.