Юлия Плешакова
Адаптация ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Автор: Плешакова Юлия Владимировна
Организация: МБДОУ Детский сад № 12 «Дюймовочка»
Наступает новая жизнь, когда маленький ребёнок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно, с детского сада.
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» размещена в разделах
Дети - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
В нашем ДОУ функционируют 5 групп, 1 из которых - группы раннего возраста для детей от 1,5 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:
- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
В связи с этим в нашем детским саду была разработана система по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.
Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода :
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.
В основе своих занятий я использую сказки, потешки, стишки, это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его, способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. На занятиях я использую музыкальное сопровождение, как средство успокоения. Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры, их систематическое использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.
В течении дня нахожу время, чтобы доставить детям радость, выполняя упражнения: потянулись как кошечка, позевали, поваляться как неваляшки, поползать как змейка, без помощи рук. К тому же это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Родителям предлагаю рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений проводимых в домашних условиях, советую литературу, консультирую родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.
Когда дети уже начинают привыкать, я уже использую дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.
На мой взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
1) «Собирание сокровищ».
2) «Кто в кулачке?».
3) «Игра с кистями рук».
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
1) «Покатаемся на лошадке».
2) «Игра с куклой».
3) «Соберем игрушки».
Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а помогают в этом игры:
1) «Передай колокольчик».
2) «Зайка».
3) «Мяч в кругу».
4) «Мы топаем ногами».
Работая в системе и в совместной работе с родителями, у детей легче протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно посещают детский сад.
Важную роль в привыкании к новым условиям играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться.
Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям:
- до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
- дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 2 лет, тем более он будет положительно настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Итак, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта ребёнка, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет :
– в яслях - 7-10 дней,
– в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
– в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Важно знать: незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это "чужие" игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам.
Некоторые из детей прибегают к пассивности, другие подчеркивают свою беспомощность и постоянно ищут поддержки у взрослых, третьи реагируют в первые дни плачем и криками на расставание с родителями и успокаиваются с трудом. Практика показывает, что более быстрая и более легкая адаптация детей в саду зависит в очень большой степени от того, как его приняли в детском саду и в какой мере ему уделили индивидуальное внимание.
Таким образом, состояние здоровья ребенка, его умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности — основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в нём.
Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам!
Используемая литература:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практич. пос. [Текст] / Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», - 2004, 236 с.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться
3. Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М. : Просвещение, 1983. -97с.
4. Волков В. Н. и др. Я иду, гуляю: прогулки с детьми в выходной день. М. : 2002- 120c.
5. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М. : 2001- 96c.
6. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет : Пособие для работников ДОУ и родителей. М. : 2000- 250c.
7. Катаева Л. И. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000. -96с.