Оксана Васильева
Адаптация как фактор социализации ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Айгуль» г. Белебея
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
«Адаптация,
как фактор
Воспитатель: Васильева О. А.
Публикация «Адаптация как фактор социализации ребёнка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателем, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в
нескольких направлениях:
1.«Здравствуйте, это я!» (включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе).
2.«Давайте жить дружно» (направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя внутри группы).
3.«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» (направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов : общих игр, спортивных развлечений, концертов, праздников)
4.«Мы вместе» (включает в себя работу с родителями).
Эти социальные навыки особенно необходимы детям в процессе адаптации.
Что же такое адаптация?
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке (в нашем случае – привыкание к ДОУ). В процессе адаптации происходит социализация.
Что же такое социализация?
Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Источниками социализации являются : передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние детей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве.
Следующим из основных понятий, которым будем руководствоваться в нашей работе это социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами. Адаптация связана с принятием индивидом различных социальных ролей, адекватным отражением себя и своих социальных связей. Она играет решающую роль в социализации личности.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:
* поведенческие реакции;
* уровень нервно - психического развития;
* заболеваемость и течение болезни;
* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :
1. Легкая адаптация.
2. Средняя адаптация.
3. Тяжелая адаптация.
4. Очень тяжелая адаптация.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры. Занятия с использованием игротерапии, сказкотерапии, релаксации.