Яковлева Кристина Александровна
Консультация «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла Даша, как средство в помощи адаптации детей.
Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом. Для педагога и родителей важно, чтобы привыкание малыша к режиму группы и незнакомым людям проходило быстро и успешно.
Для облегчения процесса адаптации в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии – одного из методов арттерапии (терапии искусством).
Публикация «Консультация „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.
Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Некоторые из них имеют задержку психоречевого развития, что приводит к значительно сниженной познавательной активности и моторной неловкости. Отсюда возникают трудности в общении.
Нам стало очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им стала Кукла. В нашей группе это кукла Даша.
Когда ребенок впервые приходит к нам, педагог встречает его с куклой.
Начинается общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Даша. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем».
С помощью куклы мы привлекаем внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее все зависит от умения педагога поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют задания педагога от имени куклы и для нее. Таким образом у них развиваются пространственные представления. Кукла используется в режимных моментах. С куклой кушаем, умываемся, спим, проводим занятия.
Куклотерапию мы используем и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации у детей выявляются проблемы в поведении (упрямство, плаксивость, агрессия, жадность, робость, нежелание участвовать в режимных моментах).
Таким образом, применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:
-уменьшается эмоциональная напряженность
-развиваются коммуникативные навыки
-пространственная ориентация
-развивается мелкая моторика
-формируются социальные навыки
Использование кукол в игровой и в свободной деятельности помогают педагогам нашей группы адаптировать детей к новым условиям в короткие сроки.
Конспект занятия ООД в 1 младшей группе
«В гостях у Даши»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Пополнить активный словарь именами собственными.
• Вспомнить стихи, выученные ранее.
• Закрепить умение вступать в диалог.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать речь, умение построить фразу, грамматический строй.
• Развивать мелкую и общую моторику
• Развивать слуховое внимание, память.
• Развивать эмоциональную сферу, чувство ритма.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать культуру поведения в гостях
• Воспитывать эмпатию, чувство сопереживания.
• Воспитывать желание проявлять инициативу, брать роль лидера на себя.
• Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Ход занятия.
1. Разминка. Зарядка для пальчиков.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Свои пальчики ставят на колени.
Педагог:
-Наши пальчики отправляются гулять.
Пальчики идут по дорожке: «Топ-топ-топ!»
Через кочки перепрыгивают: «Прыг-скок, прыг-скок!»
Начался дождик, пальчики побежали от дождика: «Топ-топ-топ!»
Увидали домик, постучали: «Тук-Тук!» (стучат кулачком по коленке)
Никто не открывает (пожали плечами)
Снова постучали: «Тук-тук!»
Опять никто не открывает (пожали плечами)
На двери висит замок, кто его открыть бы смог? (ладони в замок, пожали плечами)
Повертели, покрутили, постучали и открыли. (движения согласно тексту)
- А в домике Даша живет.
2. Появление Даши.
Появляется кукла Даша. Все дальнейшее занятие педагог ведет от имени Даши, манипулируя куклой на руке и играя своим голосом.
-Здравствуйте, ребята. Я вас очень рада видеть. Меня зовут Даша. А вас как? Давайте познакомимся.
• Знакомство с Дашей.
Маша здоровается с каждым ребенком за ручку. Ребенок говорит: «Здравствуй, Даша. Меня зовут Ваня. Очень приятно». И т. д.
• Стихи для Даши.
- Ребята, я знаю, что у вас был недавно праздник день детей. Я не смогла прийти. А стихи вы мне расскажите?
Дети рассказывают стихи для Даши. После каждого стихотворения Даша благодарит: «Спасибо, Рома. Ты очень громко рассказывал» или «Спасибо, Карина. Ты очень выразительно рассказывала».
• Физминутка с Дашей «А-О-У».
- Что то я устала, притомилась. Давайте ноги-руки разомнем, сделаем зарядку.
Звук А – хлопок в ладоши.
Звук О- хлопок по коленям,
Звук У – топнуть ногой.
Даша дает образцы различных ритмических рисунков, дети повторяют. Например: АА-О-У, ОО-А-У, АА-ОО-УУ и т. д
- Ребята, а кто из вас хочет показать свой ритмический рисунок?
Дети по очереди показывают, остальные – выполняют.
• Игрушки от Даши.
- Ребята, вы меня так порадовали, стихи рассказали, зарядку со мной сделали. Вы у меня в гостях, а гостям принято дарить подарки. У меня есть много игрушек. Выберите себе игрушку. Назовите ее и скажите – какая она? Как ее зовут?
Дети выбирают мягкие игрушки. Даша подходит к каждому и спрашивает: «Какая у тебя игрушка? Как ее зовут? Какая она?» Ребенок отвечает: «Это утенок. Он желтый. Его зовут Кря-кря». Или: «Это крокодил. Он зубастый. Его зовут Гена» И т. д.
Даша: -Ребята, какие вы молодцы.
• Подарки от Даши.
- Ребята, я вам очень благодарна и на прощание хочу вас угостить. Вот в этом сундучке лежат сладкие подарки. Как вы думаете, что это? (конфеты)
Покажите, как вы будете брать, разворачивать и есть конфету.
Дети показывают.
Даша угощает всех на прощание конфетами.
3. Итог
- Ребята, у кого вы были в гостях?
-Что вы делали в гостях?
-Вам понравилось?
- Еще придете?
Конспект занятия ООД 1 в младшей группе
«Кукла Даша заболела»
Цель:
Создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о профессии врача.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с профессией врача.
-Развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы односложно и короткими предложениями из 2 – 3 слов;
Развивающие:
-Развивать умение выполнять основные действия врача (осмотреть больного, измерить температуру, послушать трубочкой).
-Пользоваться атрибутами по назначению.
- Сопровождать действия речью, вести простые диалоги.
Воспитательные:
-Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. -Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.
• материалы:
Игрушки: кукла, атрибуты для сюжетно – ролевой игры в «Больницу» : спецодежда «доктора» для взрослого персонажа, аптечка, градусник, флакон с «таблетками», телефон, аудиозапись «Кукла заболела» П. И. Чайковского, «Мы потопаем ногами».
Предварительная работа:
Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением врача;
Ознакомление с атрибутами для сюжетно – ролевой игры в «Больницу».
Обучение элементам сюжетно – ролевой игры в «Больницу» : ставить градусник, давать таблетку.
Разучивание подвижной игры «Мы потопаем ногами»;
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Мы топаем ногами…»
Участники игры воспроизводят действия в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
После проведения игры воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на стульчике, не играет.
В: Ой-ой-ой! Что-то случилось с нашей Дашей – не играет, песенки не поёт, не танцует. Наверное, она заболела. Может у неё голова болит, а может животик, а может у неё поднялась температура? Подскажите, ребята, как мы ей можем помочь, что нужно сделать, чтобы Даша выздоровела?
Дети: Вызвать врача, доктора.
Воспитатель: Правильно, надо пригласить к ней врача. Вот у нас телефон.
- Сейчас мы позвоним и скажем: «Доктор, у нас заболела кукла, приезжай скорей.»
В группу въезжает игрушка - машина, в ней сидит кукла – доктор.
Воспитатель: А вот и врач.
Доктор: Здравствуйте, я – врач.
Детям я лечу болезни – где занятие полезней?
Я приеду к Кате, я приеду к Поле.
Здравствуйте, дети, кто у вас болен?
Как живёте? Как животик?
Вы меня вызывали?
Дети: Да.
Доктор: Кто у вас болен?
Дети: Кукла Даша.
Доктор: А что случилось с вашей Дашей?
Дети: Не играет с нами, невесёлая она.
Воспитатель: А мы ребята сейчас с вами все превратимся в докторов и поможем нашей Даше.
Сначала нам надо измерить ей температуру. А что нам для этого нужно?
Дети: Градусник.
Доктор: Подайте мне, пожалуйста, из моего чемоданчика градусник. (Дети достают градусник). Сейчас нашей Даше померяем температуру. (Меряют температуру).
Доктор: Ну, ничего. От высокой температуры у меня есть вот такое лекарство (показывает) и Даша сразу поправится.
Что наша Даша кашляет, надо нам послушать дыхание. – А как нам послушать его дыхание?
Дети рассказывают и слушают дыхание, а затем слушает врач.
- Давай Даша я буду тебя слушать. У врача есть специальная трубочка «фонендоскоп», (повторить с детьми, чтобы послушать дыхание, как бьется сердце.
Воспитатель слушает куклу, при этом свои действия сопровождает словами: дыши, не дыши.
Дыхание хорошее, чистое. Тоже самое, проводят дети.
- А теперь посмотрим горлышко. Это не страшно. Надо по шире открыть ротик и сказать: а-а-а (смотрит) Покажите ребята, как нужно открыть ротик.
Да, горлышко красное. Все ясно, Даша простудилась.
Что бы, горло не болело надо его брызгать специальным лекарством. Дети брызгают лекарство.
Воспитатель: А теперь нашей больной необходимо поспать, надо спеть ей колыбельную песенку.
Баю-бай, баю-бай,
Глазки Даша закрывай.
Баю-бай, баю-бай,
Спи Дашуня засыпай.
Воспитатель: Пусть наша кукла Даша спит, и набирается сил, а мы завтра обязательно ее навестим!
Ну как вам понравилось быть врачами?
А как мы сегодня лечили нашу Дашу?
Доктор: А вы, ребята, любите ходить к врачу, не боитесь лечиться?
Да лечиться надо обязательно, что бы быть здоровыми.
Тогда и вам я дам витамины.
Конспект занятия ООД в 1 младшей группе
«Уложим куклу Дашу спать»
Цель: Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательные: - Уточнять понятия «день», «ночь», учить правильно употреблять их, формировать словарь по теме.
- Развивать грамматический строй речи: упражнять в использовании предлогов «в», «на», «под».
Развивающие: - Развивать речевую активность, внимание ребенка, сообразительность, мышление, фантазию.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать слуховое внимание, продолжать учить изменять характер движений в соответствии с характером музыки.
Воспитательные: Уделять внимание нравственному воспитанию, оказанию помощи; умению работать коллективно.
Предварительная работа: игры в кукольном уголке, рассматривание картинок, беседы.
Материал: Кукла, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, пижама для куклы, зубная щетка, полотенце, иллюстрации к потешкам, используемым на занятии, парные картинки «День — ночь», музыкальное сопровождение для физ-минутки; для аппликации: голубой фон с желтым кругом, черный фон, наклейки (желтые узкие полоски — лучики, глазки, щечки, ротик для солнышка, звезды).
Основная часть.
Воспитатель: Сейчас у нас день. На улице светло, светит солнышко. Можно гулять, играть. А потом солнышко сядет, станет темно и наступит ночь.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставенки.
Баю-бай, засыпай.
Давайте представим, что сейчас ночь. Кукла Даша целый день играла и устала. Что ночью делают?
Дети: Спят.
Воспитатель:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках.
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Где же будет спать кукла Даша?
Дети: В кроватке.
Воспитатель: Что надо положить в кроватку Даше?
Дети: Матрас, простыню, подушку, одеяло.
Воспитатель: Какая у Маши простынка?
Дети: Белая, чистая.
Воспитатель: Какая подушка?
Дети: Мягкая, чистая.
Воспитатель: Что должна сделать Даша, прежде чем она ляжет спать? (Ответы детей.) Давайте поможем Даше умыться на ночь и почистить зубы. Что поможет Даше умыться? Даша умылась, почистила зубки, что теперь она должна сделать? Давайте поможем Даше раздеться и надеть пижаму. Даша ложится спать. Давайте нежным голосом споем ей колыбельную.
Баю-баю-баю,
Куколку качаю.
Куколка устала,
Целый день играла.
Днем куколка играла, а ночью спит.
1. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Наши пальчики тоже устали и тоже хотят спать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит.
Сладко он во сне сопит.
(Дети постепенно сгибают пальчики.)
2. Физминутка под музыку «День — ночь».
Воспитатель: Давайте теперь поиграем в «День и ночь». Когда будет звучать веселая музыка — будет день. Мы будем гулять и играть. А когда зазвучит спокойная музыка — настанет ночь, мы присядем, положим руки под щеку и «уснем».
3. Рассматривание картинок.
Воспитатель: Посмотрите, на какой картинке нарисован день, а на какой — ночь? Почему вы думаете, что это день (ночь?
4. Итог. Воспитатель: И так ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Дети: Укладывали куклу Дашу спать. Играли в игру "День-ночь"