Место работы:
МБ ДОУ "Детский сад №247"комбинированного вида, г. Новокузнецк
До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Возникшая самостоятельная наука – социальная психология анализирует отношение человека к обществу.
Социализация в социологии. Социализация – продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей» (Добреньков, Кравченко).
Разработка понятия социализации связано главным образом с институтами социологии: 1. В период раннего детства основными институтами социализации являются семья (тип поведения родителей – авторитарный, либеральный и др. – оказывает воздействие на формирование у ребенка самосознания) и дошкольные детские учреждения. 2. В школьном возрасте – школа. Здесь личность начинает получать систематическое образование, которое само есть институт социализации. 3. Можно выделить как институт социализации высшее профессиональное образование. 4. В
период молодости и среднего возраста (трудовая стадия) важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив.
Социализация в социальной психологии. Социализация – процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Три сферы, в которых осуществляется становление: 1. Деятельность. В ходе социализации индивид имеет дело с постоянно расширяющимся кругом деятельности. 2. Общение. Расширение общения, умножение контактов человека с другими людьми (диалог, а не монолог). 3. Самосознание. Самохарактеристика человека. Структура самосознания: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе) компоненты.
Хронология социализации (по Андреевой): дотрудовая, трудовая, послетрудовая; (по Эриксону): младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость (после 65 лет).
М