Приложение МААМ

Экологическое воспитание

Береги все живое.

Материал по экологическому воспитанию


Содержание

Пояснительная записка

Мы и природа (беседа)

Разделы программы:

Туристические походы

Посещение музея

Разные детские деятельности

Результаты нашей деятельности

Заключение

Сценарий выступления экологической агитбригады


 Пояснительная записка

 «Следующий век будет именно таким,  какими будут воспитанные для него будущие граждане» Я.А.Коменский

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

 

Воспитание возникло с появлением человеческого общества, и будет существовать, пока существует человечество, его необходимость обусловлена как самой человеческой природой, так и социальными причинами. Воспитание обеспечивает преемственность в развитии культуры, является необходимым условием общественного прогресса. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

 

Главный результат воспитательного процесса – формирование конкурентоспособной личности, способной к самосовершенствованию и самовоспитанию, гуманной и духовно свободной, уважающей себя и других.

 

Разрабатывая свою воспитательную концепцию развития личности, я не могла не затронуть экологическое воспитание. Поэтому один из разделов моей концепции называется «Береги все живое. Я в мире природы». Мною был подобран и систематизирован материал по данному разделу, разработана тематика экскурсий, продумана система заданий. Все это помогает воспитанникам усваивать экологические знания; способствует осознанию многосторонней ценности природы; формирует разнообразные экологические умения: оценивать влияние человека на природу, прогнозировать последствия, пропагандировать природоохранительные идеи; помогает изучить свой край.

 

В настоящее время у человечества нет более насущной проблемы, чем экологическая. Надо, чтобы каждый педагог проникся тревогой и ответственностью за состояние среды, в которой мы живем, осознал необходимость формирования у детей экологической культуры.

 

Так как я сама являюсь воспитателем, хочу поделиться опытом работы в данном направлении.


Мы и природа

А ведь в природе, как и в человеке, Есть душа, в ней есть свобода, 

В ней есть любовь, в ней есть язык.. Ф.Тютчев

 

Что такое природа? Это птицы и животные, морские жители и насекомые. Это растения – деревья и трава, кустарники и цветы. Это времена года – осень, зима, весна и лето. Это природные явления – дождь и снег, ветер и северное сияние. Можно много перечислять. Ведь это всё, что нас окружает.

 

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И травинка, и листок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое.

Это всё моё – родное.

 

Природа является связующим звеном между людьми, она рождает понятие красоты. Природа – биологическая среда нашего существования и нужно понимать, что если мы будем уничтожать природу, то мы уничтожим сами себя. Без природы нет жизни на Земле. Природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка – это страницы Книги природы. Читать её – значит познавать, изучать природу. Представьте: вы стоите где-нибудь на лесной опушке и смотрите вокруг. Пробежит, шелестя сухими листьями, чёрный жук у ваших ног. Мелькнёт среди ветвей торопливая сойка. Качнётся на ветру голубой колокольчик. Всё на первый взгляд привычно, обыкновенно. И никто не скажет и даже не шепнёт: «Посмотри на меня, какой я красивый, интересный, очень нужный обитатель леса!» Ни жук, ни сойка, ни колокольчик…

 

Учёные установили, что на свете примерно два миллиона видов растений, животных, грибов. Любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.

 

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. Действительно, природа оказалась в беде. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Как другу, попавшему в беду.

 

Под моим руководством мы разработали свою природоохранную концепцию. Основная задача нашей концепции: умение беречь всё живое: уберечь от недоброго отношения природу, бережно относиться к растениям, животным, земле и окружающему нас; не быть равнодушными и активно бороться со злом. Одна из целей нашей работы: чувствовать красивое в природе, а значит давать пищу умственному и эмоциональному развитию, облагораживать характер, расширять кругозор.

Свою работу по данному направлению мы построили по следующей схеме:

По каждому разделу ведётся целенаправленная работа.

Туристические походы на природу.

Это самый интересный и увлекательный раздел.

Кто не любит на природе провести часок-другой,

При хорошей, при погоде так не хочется домой!

У реки, в лесу, и в поле можно время провести,

Только так, чтобы природе нам урон не нанести!

Только так, чтоб на поляне, где зелёная трава,

Вдруг не выросла бы свалка из бумаги и стекла.

Чтоб в реке не мусор плавал, а карась, налим, сазан,

Чтоб никто природу нашу никогда не обижал!

 

Именно эти строчки являются нашим девизом, когда мы отправляемся в поход. Ведь в поход мы идем не только, чтобы развлечься, отдохнуть, но и для того, чтобы провести время с пользой. Во-первых, это очень полезно для здоровья. Никому не секрет, что в последнее время остро стоит проблема здоровья не только взрослых, но и детей. Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – всё потерял». И одним из слагаемых здоровья являются прогулки по свежему воздуху, походы на природу. Во-вторых, во время похода мы наблюдаем за различными явлениями природы, изучаем растительный и животный мир. Помимо этого, повторяем правила поведения на природе. В-третьих, мы просто созерцаем красоту и величие природы.

 

«Очистим мир от мусора»

Человек нередко ведёт себя по отношению к Природе непорядочно и жестоко: истощает недра, загрязняет реки и озёра, создаёт множество шумов, излучений, уродующих Природу, загрязняет атмосферу выбросами заводов и автотранспорта, да и просто мусором. Многое из того, что человек бездумно сваливает на Природу, возвращается к нему – нехваткой чистого воздуха и воды, голодом, болезнями и изменением климата.

 

Взрослым и детям давно пора знать,

Что для природы важнее всего –

Это везде чистоту соблюдать,

И больше не надо почти ничего.

Мусору – свалки, а птице – гнездо.

Белкам и зайцам леса и поля,

Не загрязняй никогда ничего,

И будет тебе благодарна земля.

 

Хочется, чтобы все люди планеты поняли: природа – наш дом и мы просто обязаны заботиться о ней.

 

Посещение городского музея

 

За сохранение Природы, за соблюдение экологического равновесия, за жизнь на Земле надо бороться. Для начала надо ясно себе представить, кому и чему на Земле угрожает наибольшая опасность. Таким списком самых «горячих» точек на карте жизни стала «Красная Книга». Она была задумана ещё в 1948 году, когда Международный союз охраны природы начал сбор данных о редких и исчезающих видах животных. Их оказалось так много, что на составление «Красной Книги» ушло почти 20 лет. В 1966 году «Красная Книга» была, наконец, напечатана. С тех пор она постоянно обновляется и пополняется. Всё это мы узнали из экскурсии «Природа нашего края» при посещении городского музея. И сделали вывод: человечество, как былинный богатырь, на распутье у придорожного камня, на котором написано: «Направо пойдёшь – совсем пропадёшь, налево пойдёшь…» Куда повернёт человечество от этого предупреждающего знака: к дружбе с окружающим нас миром или к заранее проигранной войне с ним – решать нам…людям.

 

Разные детские деятельности

Хотя человек и считает себя царём Природы, но он только маленькая её частичка. Он зависит от того, светит Солнце или нет, какова температура воздуха, идёт ли дождь, есть ли рядом чистая вода для питья, сильно ли загрязняют атмосферу миллионы автомобилей Зависит человек и от тех, рядом с кем он живёт на Земле, - от зелёных растений, самых разных животных, птиц, рыб, насекомых, мельчайших организмов. Одни служат нам пищей, другие добавляют в воздух кислород и очищают его от углекислоты и пыли, третьи способны вызвать страшные болезни и защитить от них, четвертые вроде бы и ни к чему, но и без них, оказывается, в Природе будет не хватать какого-то «винтика», и всё может просто напросто развалиться. Но как мы зависим от Природы, так и она зависит от нас. Человек слишком долго не обращал внимания на то, что, уничтожая животных, вырубая леса, распахивая почву, он изменяет природу. И не всегда в лучшую сторону! Даже сегодняшняя польза завтра может обернуться огромным вредом. Об этом мы говорим на разных деятельности детей, мероприятиях, проводимых в группе.

Кроме этого, дети очень любят инсценировки на экологическую тему.

 

Результаты нашей деятельности

Таким образом, наша природоохранная деятельность ведётся систематически и последовательно. Участие в ней принимают дети и родители И хочется отметить, что с каждым разом, с каждой попыткой хоть как-то помочь Природе, наш интерес к делам такого рода растёт и усиливается. Отрадно и то, что мы можем наблюдать результаты своего труда: это и очищенные от мусора территории, и наблюдения за птицами, и расширение своего кругозора. Впереди у нас много планов, которые мы предполагаем осуществить: это высадка саженцев, и разведение зелёных насаждений. А самое главное в нашей работе – не забывать, что мы являемся частью Природы.

 

Заключение

Взаимодействие человека с Природой с самого его появления идёт по двум направлениям: во-первых, человечество приспосабливается к условиям окружающего мира, а во-вторых, человек перестраивает среду обитания в соответствии со своими требованиями и капризами.

Нужно сказать, что человек – единственное живое существо, которое осознанно ведёт перестройку окружающего мира по своему желанию. И чем дольше существует человечество, тем меньше оно согласно приспосабливаться к Природе, тем больше оно хочет приспособить её к себе. «Человек разумный» - единственное из живых существ, распространившееся по Земле повсеместно. Нет такого уголка на планете, где бы ни ступала нога человека. Это объясняется как тем, что человек – очень легко приспосабливающееся к различным условиям создание, так и тем, что он стремится расширять сферы своего влияния, используя для этого автомобили, поезда, самолеты, позволяющие передвигаться практически в любом направлении и закрепляться на новом месте, обустраивая себе среду обитания.

 

Наблюдается колоссальный рост числа жителей Земли, что, в свою очередь, усиливает давление на окружающую среду и постепенно выводит экологическую систему из состояния равновесия. Земля постепенно продвигается к экологическому кризису. Ученые давно бьют по этому поводу тревогу. Они считают, что нужно коренным образом пересмотреть наши взаимоотношения с Природой – изменить многие технологии, образ мышления. И мы, просто обязаны считаться с этим.

 

Простите, люди, слог огрубленный,

Мир в состоянии аварийности.

Плач над берёзкою погубленной –

Природа требует взаимности.

Нужны спасательные акции,

Протест зелёного движения,

Чтоб здравый смысл цивилизации

Со смертью выиграл сражение!

Г.Зайцев

 

Экскурсия в Ноябрьск

(выступление нашей экологической агитбригады)

Звучит музыка «Кабы не было зимы». На сцене – стол, надпись Простоквашино.

 

Шарик. –Слушай, Матроскин, надоело дома сидеть. Может рванём отдохнуть, ведь сейчас это так модно.

Матроскин. –Модно, модно… Тебе бы всё за модой гоняться. Лучше бы сено для коровы заготовил.

Шарик. –Да у нас этим сеном и чердак, и погреб забиты. Надоело! Отдыхать хочу!

Матроскин. –Слышал я, что недалеко от нас город есть, Ноябрьск называется. хозяйство река протекает; порыбачить можно будет.

Шарик. –И леса там, говорят, хорошие, фотоохотой заняться можно. Ну, что, Матроскин, отправляемся?

 

Звучит музыка «А я всё чаще замечаю»

Шарик. – А как мы добираться то будем?

Матроскин. – Пешим ходом. Здоровье будем укреплять.

 

Вывеска «Ноябрьск»

Шарик. – Какой город красивый! Любота! Давай поближе подойдём.

Выходят мальчики, в руках бутылки из-под лимонада, пакеты

 

Мальчики.

– Кто не любит на природе

Погулять с друзьями,

Погулять у тихой речки

И послушать пенье птиц!

Только надо на природу

Взять пять литров лимонада,

Ящик чипсов и орешков,

Чтоб не тратить время зря!

Запалить костёр побольше,

Покричать, чтоб было слышно

Птицам, что у нас есть голос,

А потом всё сразу съесть!

И идти домой спокойно,

Мы ж на отдыхе устали,

А бутылки и бумагу

Мы оставим прямо здесь!

 

Матроскин. – Здравствуйте, а вы местные? А что вы тут делаете?

Мальчики. – Присоединяйтесь к нам, у нас поход, мы отдыхаем. Ну, ладно, нам пора. Счастливо оставаться!

Шарик. – А мусор-то на кого оставили?

Матроскин. – Город-то красивый, а жители нам встретились некультурные, окружающий мир загрязняют. У нас в Простоквашино не так.

Шарик. – Смотри, Матроскин, ещё одни….

 

Выходит группа ребят в галстуках, с лозунгом «Очистим мир от мусора»

Дети. – О, сколько здесь мусора. Работа нам сегодня есть.

Матроскин. – А вы тоже в поход? Побывали уже здесь одни, вон сколько мусора оставили?

 

Дети.

– Кто не любит на природе провести часок-другой,

При хорошей при погоде так не хочется домой!

У реки, в лесу, и в поле можно время провести, 

Только так, чтобы природе нам урон не нанести. 

Только так, чтоб на поляне, где зелёная трава, 

Вдруг не выросла бы свалка из бумаги и стекла. 

Чтоб в реке не мусор плавал, а карась, налим, сазан, 

Чтоб никто природу нашу никогда не обижал! 

 

Шарик. – Ничего не понимаю, одни мусорят, а другие за ними убирают. Вы из какой группы то? 

Дети. – Из группы «Почемучек» 

 

Звучат частушки. 

Родились мы все в Ноябрьске 

И в Ноябрьске мы живём 

А вот эти вот частушки 

Про природу пропоём. 

На природе наши дети 

Очень любят отдыхать 

Только мусор не привыкли 

За собою убирать. 

Пошла в лес я прогуляться, 

На природе отдохнуть 

Оказалось, это свалка- 

Больше не на что взглянуть. 

Там – бутылки, здесь – бумаги 

Что же за оказия? 

Засорили всё кругом, 

Прямо – безобразие. 

Слушайте меня, ребята, 

Мусор в лес нести не надо. 

Вот наступит конец света 

Потому что леса нету! 

А без леса ты никто, 

Знают все на свете 

И природу защищать 

Нужно даже детям! 

Мы природу очень любим 

И желаем ей добра 

Никогда мы не погубим 

Всё, что дарит нам она. 

Постараемся, ребята, 

Нашу родину беречь 

Всех живых существ на свете 

Нужно сохранить суметь! 

 

Матроскин. – Шарик, а давай дальше пойдём, посмотрим, что нас там ждёт. 

- О, какое-то озеро.

 

 На сцене зарисовка озера, сидит рыбак 

Шарик. – Да ты, что, Матроскин! Не помнишь, я тебе рассказывал про этот прудок. Я об этом в журнале «Рыболов» читал. Очищали-то его ещё в прошлом году, сколько шума было. 

Матроскин.- Очищали, говоришь. Да ты глянь, сколько мусора то! 

Ну, как, клюёт? 

Рыбак. – Да какой там… Не успели очистить, уже загрязнили. А столько денег вложили, только дело до конца не довели. 

Шарик. – А куда местная администрация смотрит? 

Рыбак. – Они тротуарами заняты, по-своему город благоустраивают, только некоторые жильцы этого не понимают. Урны то везде стоят, а они мусор прямо на землю кидают, да ещё и прудок загрязняют. Тут иногда столько детворы проходит, по одной бумажке кинут, и то целый контейнер наберётся.

 Матроскин. – А вот мы видели здесь ребят, которые, наоборот, мусор убирают.

 Рыбак. – Да, и хороших людей у нас много. И субботники в городе часто проводят.

 Шарик. – ну, ладно, удачного вам клёва! Пошли, Матроскин, дальше.

 Матроскин. – Шарик, слышишь? Птицы поют.

  

Раздаётся пение птиц.

 Шарик. – да, значит лес недалеко. Фотоохотой можно заняться.

 Матроскин. – (читает) Природный заказник .Интересно. Ну, иди, занимайся своей охотой, только зверюшек не распугай, а я посижу, отдохну.

 

 На сцену выбегают лисёнок и зайчонок.

 Матроскин. – Так и знал, что напугает. Подбегайте сюда, здесь он вас не тронет.

 Лисёнок. – А вы к нам в гости?

 Матроскин. – Да вот решили отдохнуть, Ноябрьска посмотреть. А как вы сами здесь живёте? Не обижают вас?

 Зайчонок. – Что ты, что ты! У нас здесь хорошо. Воздух чистый. А вот охотиться здесь запрещено.

 Шарик. – Наконец то удалось! Я их сфотографировал.

 

Матроскин. – Сфотографировал, сфотографировал, только напугал до смерти. У них здесь охота запрещена. Ну, Шарик, отдохнули и хватит. Пора возвращаться в Простоквашино. Там ведь у меня хозяйство, корова не кормлена.

 Шарик. – А мне Ноябрьск понравились. Может, сюда переберёмся?

 Матроскин. – А, что, я не против. Хорошо тут! Только и корову свою я сюда привезу.

  

На сцену выходят все герои

 Что за шум, что за гам, что за новости?

 У людей не осталось совести?

 Где побудут всего пять минут, 

Кучи мусора сразу растут! 

Мы не зря здесь на сцене, 

Мы хотим в самом деле, 

Чтоб совсем от народа 

Не страдала природа, 

Чтоб бутылок на пляже 

Близко не было даже, 

А в лесу на поляне 

Банки чтоб не лежали. 

Сколько будет природа мучиться? 

Ждать, когда человек научится 

Уважать её и заботиться, 

А не то это плохо кончится! 

Мы не зря здесь на сцене, 

Мы хотим в самом деле, 

Чтоб совсем от народа 

Не страдала природа, 

Чтоб бутылок на пляже 

Близко не было даже, 

А в лесу на поляне 

Банки чтоб не лежали. 

Мы не зря здесь на сцене, 

Мы хотим в самом деле, 

Чтоб совсем от народа

 Не страдала природа, 

Чтоб металл и бумаги 

Там, где надо, лежали, 

Чтобы звери и птицы 

Могли нами гордиться. 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД