Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Речь.
Для любой деятельности человека необходимо не только понимать слова родного языка, но и употреблять их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова – «кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т.д. (развитие грамматического строя речи); нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Восприятие.
Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Внимание.
Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Память.
Можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.
Мышление.
«Процессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.
Зрительно-моторная координация.
Позволяет человеку выполнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или стоящей перед ним задаче.
Наверное, вы не смогли ответить на поставленный вопрос. Просто ответа на него нет! А если составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?
Старший дошкольный возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – этап поступления в школу. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться: старший дошкольник уже может и хочет заниматься.
Литература:
- Развитие речи и позновательных способностей дошкольников 6 - 7 лет. Составители: Карпова С.И., Мамаева В.В. - СПб.: Речь;М.: Сфера, 2008. - 181с
Предыдущие статьи: