Папки-передвижки

Занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о животных леса.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Программное содержание:

Развивающие:

  • развивать долговременную память;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать связную речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на устный план;
  • упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений;
  • развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес.

Обучающие:

  • расширять представления детей о диких животных;
  • закреплять знания детей об особенностях жизни животных, обучать установлению причинно-следственных связей.

Воспитывающие:

  • формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
  • формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.

 

Предварительная работа:

Дополнительное чтение рассказов о животных наших лесов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о животных, проведение различных дидактических игр, например: «Бегает, летает, плавает», словесная игра «Угадай-ка», где дети или взрослый загадывает животного и с помощью вопросов отгадывается задуманное, беседа с детьми о животных леса, рисование на тему «Зоопарк», придумывание загадок.

 

Материал:

нарисованные следы зверей, иллюстрации животных, фотоаппарат, магнитофон с записью этюдов, конверт, плоскостные деревья. Литература: Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Г.Ю. Рогинская «Из жизни животных».


 

Тема: «Составление описательного рассказа о животных леса»

Ход занятия:

 

1. Вводная беседа.

 -Ребята, помните, к нам в гости прилетал американец Микки-Маус? Благодаря вам, он тогда много узнал о стране, в которой мы живем, но забыл спросить, какие звери живут в наших лесах. Сам он прилететь уже не может, но он очень просил рассказать о наших лесных жителях и прислать их фотографии. Ну, что выручим нашего американского гостя?

 

-Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес.

Глазки закрываются, чудеса начинаются. Раз! Два! Три! Смотри!

 

-Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы. Вот по следам мы и будем искать обитателей нашего леса. Весь секрет в том, что если вы составите подробные, оригинальные рассказы о животных, используя красивые слова, то зверь выбежит из своего убежища, и мы сможем его сфотографировать. Но, чтобы сделать фотографии для Микки-Мауса, нам понадобится фотограф.

 

2. Дидактическое упражнение «Красивые слова»

-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.

Воспитатель побуждает детей к использованию сравнений, эпитетов, словообразованию. Обращает внимание детей, как на внешние, так и на внутренние характеристики животных леса.

 

- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).

-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и др).

- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).

- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неук­люжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый),

 

3. Составление описательного рассказа о зайце.

- Ребята, посмотрите внимательно, это чей след? (заячий). Кто из вас хочет рассказать о нем?

- Прежде чем, начать рассказывать, напоминаю вам устный план рассказа:

 

а) внешний вид зверя.

б) чем питается?

в) где живет?

г) кто его враги и как он от них спасается

 

Один из детей составляет рассказ о зайце, опираясь на устный план. Ос­тальные дети дополняют рассказ сверстника.

После полного и детализиро­ванного описания животного детьми, воспитатель создает игровую ситуа­цию: зверь услышал красивый и полный рассказ о себе и как - будто выбе­жал на полянку. Фотограф (воспитатель) фотографирует его.

 

4. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.

Игра проводится с мячом.

 

-У медведя хвост чей? -медвежий

лапа чья? - межвежья

-Ухо чье? - медвежье

-У зайца лапы чьи? - заячьи

-У лисы хвост чей? - лисий

-У ежа иголки чьи? - ежиные

-У волка голова чья? - волчья

-Ухо чье? - волчье

-Спина чья? - волчья

-У оленя рога чьи? - оленьи

 

 

5. Составление описательного рассказа о медведе.

-Ребята, а чьи же это следы? И почему они запорошены снегом? (медвежьи следы, запорошены снегом, потому что зимой медведь спит)

-Кто расскажет о медведе?

 

Воспитатель предлагает напомнить план рассказа одному из детей. Дети слушают рассказ ребенка, дополняют его.

-Хороший получился рассказ, только вот микки все равно не появился. Почему? Ребята, у меня уже есть фотография бурого лежебоки, ее мы и отправим.

 

6. Физминутка «Веселые зверята»;

-этюд «Забавный медвежонок»;

-этюд « Резвые зайчата»;

-упражнение «Смеющийся сурок».

 

7.Составление сравнительно-описательного рассказа о лисе и белке.

Воспитатель приглашает для составления сравнительно-описательного рассказа двух детей. Одному го них предлагается рассказывать о белке, другому о лисе. Причем педагог нацеливает детей на то, что описание должно строиться параллельно по сходному признаку.

 

Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.

 

-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная

-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска под­ходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.

-Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он со­гревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.

- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.

-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.

-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.

-Белочка питается орехами и шишками. готовит запасы на зиму А лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.

-Белочка живет на дереве в дупле и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе и лисята играют на земле.

-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, ку­ницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравиться ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.

 

Воспитатель фотографирует, как будто выбежавших на полянку лису и бе­лочку.

Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные.

 

-Ну, что ж, ребята, посмотрите, вот и готовы наши фотографии для Микки-Maуca. (Рассматривает вместе с детьми изображения животных, еще раз называют их).

Запечатаем их в конверт и отправим в Америку.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД