- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о животных леса.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Программное содержание:
Развивающие:
- развивать долговременную память;
- развивать произвольное внимание;
- развивать связную речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на устный план;
- упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений;
- развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес.
Обучающие:
- расширять представления детей о диких животных;
- закреплять знания детей об особенностях жизни животных, обучать установлению причинно-следственных связей.
Воспитывающие:
- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
- формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.
Предварительная работа:
Дополнительное чтение рассказов о животных наших лесов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о животных, проведение различных дидактических игр, например: «Бегает, летает, плавает», словесная игра «Угадай-ка», где дети или взрослый загадывает животного и с помощью вопросов отгадывается задуманное, беседа с детьми о животных леса, рисование на тему «Зоопарк», придумывание загадок.
Материал:
нарисованные следы зверей, иллюстрации животных, фотоаппарат, магнитофон с записью этюдов, конверт, плоскостные деревья. Литература: Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Г.Ю. Рогинская «Из жизни животных».
Тема: «Составление описательного рассказа о животных леса»
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
-Ребята, помните, к нам в гости прилетал американец Микки-Маус? Благодаря вам, он тогда много узнал о стране, в которой мы живем, но забыл спросить, какие звери живут в наших лесах. Сам он прилететь уже не может, но он очень просил рассказать о наших лесных жителях и прислать их фотографии. Ну, что выручим нашего американского гостя?
-Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес.
Глазки закрываются, чудеса начинаются. Раз! Два! Три! Смотри!
-Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы. Вот по следам мы и будем искать обитателей нашего леса. Весь секрет в том, что если вы составите подробные, оригинальные рассказы о животных, используя красивые слова, то зверь выбежит из своего убежища, и мы сможем его сфотографировать. Но, чтобы сделать фотографии для Микки-Мауса, нам понадобится фотограф.
2. Дидактическое упражнение «Красивые слова»
-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.
Воспитатель побуждает детей к использованию сравнений, эпитетов, словообразованию. Обращает внимание детей, как на внешние, так и на внутренние характеристики животных леса.
- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).
-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и др).
- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).
- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый),
3. Составление описательного рассказа о зайце.
- Ребята, посмотрите внимательно, это чей след? (заячий). Кто из вас хочет рассказать о нем?
- Прежде чем, начать рассказывать, напоминаю вам устный план рассказа:
а) внешний вид зверя.
б) чем питается?
в) где живет?
г) кто его враги и как он от них спасается
Один из детей составляет рассказ о зайце, опираясь на устный план. Остальные дети дополняют рассказ сверстника.
После полного и детализированного описания животного детьми, воспитатель создает игровую ситуацию: зверь услышал красивый и полный рассказ о себе и как - будто выбежал на полянку. Фотограф (воспитатель) фотографирует его.
4. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.
Игра проводится с мячом.
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? - межвежья
-Ухо чье? - медвежье
-У зайца лапы чьи? - заячьи
-У лисы хвост чей? - лисий
-У ежа иголки чьи? - ежиные
-У волка голова чья? - волчья
-Ухо чье? - волчье
-Спина чья? - волчья
-У оленя рога чьи? - оленьи
5. Составление описательного рассказа о медведе.
-Ребята, а чьи же это следы? И почему они запорошены снегом? (медвежьи следы, запорошены снегом, потому что зимой медведь спит)
-Кто расскажет о медведе?
Воспитатель предлагает напомнить план рассказа одному из детей. Дети слушают рассказ ребенка, дополняют его.
-Хороший получился рассказ, только вот микки все равно не появился. Почему? Ребята, у меня уже есть фотография бурого лежебоки, ее мы и отправим.
6. Физминутка «Веселые зверята»;
-этюд «Забавный медвежонок»;
-этюд « Резвые зайчата»;
-упражнение «Смеющийся сурок».
7.Составление сравнительно-описательного рассказа о лисе и белке.
Воспитатель приглашает для составления сравнительно-описательного рассказа двух детей. Одному го них предлагается рассказывать о белке, другому о лисе. Причем педагог нацеливает детей на то, что описание должно строиться параллельно по сходному признаку.
Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.
-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная
-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска подходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.
-Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он согревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.
- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.
-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.
-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.
-Белочка питается орехами и шишками. готовит запасы на зиму А лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.
-Белочка живет на дереве в дупле и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе и лисята играют на земле.
-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, куницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравиться ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.
Воспитатель фотографирует, как будто выбежавших на полянку лису и белочку.
Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные.
-Ну, что ж, ребята, посмотрите, вот и готовы наши фотографии для Микки-Maуca. (Рассматривает вместе с детьми изображения животных, еще раз называют их).
Запечатаем их в конверт и отправим в Америку.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста