- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие «Путешествие в прошлое куклы» в средней группе
Занятие «Путешествие в прошлое куклы»
в средней группе
Программное содержание:
-познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом и элементами изготовления.
-вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм.
-воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров
-воспитывать бережное отношение игрушкам
-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов (дерево- деревянный, солома- соломенная, глина – глиняная, тряпичная.
Предварительная работа:
1. рассматривание альбома «В мастерской художника»
2. рассматривание книги «Матрёшка»
3. украшение матрёшки к празднику «День Матери»
4. знакомство с глиняной Тверской игрушкой и поделками из глины
5. чтение художественной литературы: «Соломенный бычок», «Новая кукла» Воронковой, «чтение стихов о куклах» Г. Ладонщиков, С. Капутниян, В. Берестов.
Материал: домики, деревянная кукла, глиняная кукла, соломенная кукла, куклы из пластмассы
Конспект занятия:
Дети заходят в зал (под музыку) и встают полукругом.
Вос-ль:- Наш красивый зал опять, очень рад гостей встречать. (дети здороваются с гостями)
Вос-ль: -А теперь сюрприз ребята!
В сказку приглашаю вас
Не стесняйтесь, проходите
И на стульчик садитесь.
(дети садятся на стульчики)
Вос-ль:
Сказка уж давно пришла
Очень деток ждёт она.
Где ты, сказка, покажись
Нам, ребяткам, отзовись!
(появляется Петрушка, вос- ль исполняет рол Петрушки)
Петр-а:
-Здравствуйте ребятишки
Озорники и шалунишки
Мой красивый колпачок,
Сдвинут лихо на бочок,
Я забавная игрушка.
А зовут меня ….(Петрушка)
Петр-ка:
-А знаете откуда я к вам пришёл?
-Нет?
-Из волшебной страны «Кукляндии» Там так много разных кукол! Есть даже такие, которыми дети играли очень давно. А вы знаете какими куклами играли раньше?
-Нет?
Вос-ль:
-Петрушка, может быть ты нам расскажешь историю куклы?
Птр-ка:
- Я с удовольствием не только расскажу, о и покажу, а Елена Николаевна мне в этом поможет.
Вос-ль: -Для этого мы должны отправиться в путешествие на поезде.
-Поехали!
(Дети на стульчиках воспроизводят звуки «чух-чух-чух» изменяя темп)
Вос-ль:
-Вот мы и приехали «ш-ш-ш»
Петр-ка:
Друзья в страну кукляндию
Я открываю дверь
И папы побывали в ней
И мамы все , поверь
И бабушки и дедушки
Дадут тебе ответ
Что лучше чем кукляндии
Страны на свете нет!
Вс-ль: Петрушка а можно я расскажу о истории куклы?
Петр-ка: Да , конечно! А посижу послушаю.
Вос-ль:
-Сказка в гости уж пришла
Сказка ждёт вас детвора.
Вос-ль: 1 действие
-У леса на опушке
Стояли три избушки
-кто же здесь живёт?
-тук-тук-тук!
-Никто не отзывается.
Вос-ль: Давным -давно , когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, дети играли деревянной куклой.
-Вот какой! (вос- ль показывает полено)
-Ой, что это?
(ответы детей)
Вос-ль:
-Это полено! (полено)
-Повяжет девочка платок, наденет юбку, и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку
(показ действий)
Вос-ль:
-А как ещё можно играть куклой?
Дети:
-кормить, гулять, укладывать, спать.
Вос-ль:
-Давайте расскажем потешку, и кукла уснёт.
Ребёнок рассказывает потешку
-Баю-баю, баю-бай.
Ты собачка не лай.
Белобока не скули
Нашу Таню не буди.
Тёмна ноченька не спится
Наша Танечка боится
Ты собачка, не лай.
Нашу Таню не пугай!
(кукла уснула)
Вос-ль:
-У леса на опушке,
стоит ещё избушка.
Давайте постучимся.
Тук-тук-тук, кто выходи к нам на стук.
(в домике различные игрушки из дерева, вос-ль их выставляет произнося стихи)
-Я медведь хозяин строгий
Зимой я сплю в своей берлоге
Летом по лес гуляю
Свои владенья охраняю.
-А я журавль.
Прилетел я к вам весной
С юга жаркого домой
Зиму там пережидал
По отчизне тосковал.
-«Ёж»
Деток по лесу ежиха
ищет и вздыхает лихо
разбежались все ежата
и попрятались куда-то.
-«заяц»
Скачет зайчик по опушке
Держит ушки на макушке
Если встретит злого волка
Сразу спрячется под ёлку
-«Маша и медведь»
Как-то раз в одном лесу
Ясным летним днём
По тропинке шёл медведь
Короб был при нём
В той коробки пироги
и котлеты с кашей
А ещё меж пирогами
Там девчонка Маша!
«Девица»
Любят в праздник и рядиться
Наши русские девицы
Ожерелья, бусы, серьги
Ленты в косах о земли.
-«Девица с коромыслом»
-Пошла млада за водой
За водою ключевой
За водой ключевой
Коромысел золотой.
Вос-ль: из чего сделаны эти игрушки
Дети: из дерева.
Вос-ль: Как их можно назвать?
Дети: деревянные игрушки.
Вос-ль: Правильно, молодцы, повторите!
Вос-ль:
-Не раскрашена игрушка
Хоть скромна но хороша
В этом маленьком бруске
Чудо-мастера душа.
Вос-ль: На «потеху» детям, мастера вырезали из липового полена. Куклы, игрушки- скульптуры. Игрушки сделанные мастерами называли « потешными»,
Люди даже потешку придумали.
-та-ра-рушки
та-ра-рушки
это русские игрушки,
очень славные
да забавные.
-Тарарушки же потому что было в старину такое слово «тарарай». Так называли «сказочников» «шутников».
Вос-ль: (стучится в 3ий домик)
-кто-кто в теремочке живёт?
-кто-кто в невысоком живёт?
-Матрёшки:
Это мы красавицы матрёшки
Разноцветные одёжки!
Вос-ль:
А у нас дети про матрёшек стихи знают.
Вероника:
-Погляди скорее,
щёчки – розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек .
Пухленькие крошки
Русские матрёшки.
Ваня:
Чуть лишь испугаются
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Вос-ль:
-эта игрушка с сюрпризом!...
Посмотрите-ка ребятки
Чем матрёшечка богата.
У матрёшки невелички,
Есть весёлые сестрички!
-В каждой матрёшке красавицы, спрятана сестричка поменьше
-А какие они яркие да нарядные!
-Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Вос-ль:
Много лет назад в России из далёкой страны Японии привезли купцы деревянную фигурку добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца- «Фурукуму»
Фурукума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок вложенных одна в другую.(показ фото)
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные деревянные девчонки, которые вкладывались одна в другую.По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски, в сарафаны. Фартучки и платочки. Этих кукол называли Матренами , а ласково Матрёшками.
-Матрёшка любимый всеми российский сувенир. Душа и образ России.
Сувенир-это подарок на память.
Матрёшки:
Мы матрёшки , мы сестрички.
Мы толстушки невелички
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
Вос-ль:
-А вот и успели. Выходите дети на танец с платочками.
(физ. минутка танец с платочками)
Четвёртый домик!
Динь- дон, динь –дон!
Кто построил новый дом?
Ставеньки резные
Окна расписные.
Тук-тук- тук
- В этом домике живут весёлые игрушки
Забавные смешные -игрушки расписные.
(поочерёдно выставить игрушки)
1
Наши ручки крендельком
Щёки будто яблоко
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2
А мы куклы знатные
Ладные да складные
Мы повсюду славимся
мы и вам понравимся.
Вос-ль: Дети из чего сделаны эти игрушки?
Дети: из глины
Вос-ль: Значит они какие?
Дети: глиняные
Вос-ль: повторите(индивид. ответы)
Вос-ль: хороши деревянные игрушки, но задумались взрослые
Чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные. забавны фигурки, обожгли их в печке ,раскрасили угольком, а потом вскоре придумали краски и раскрашивали глиняных кукол красками Так появились глиняные куклы. Эти куклы , игрушки сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения.
Вос-ль:
Славится Россия чудо -мастерами
Древо и глину в сказку превращали
Красками и кистью красоту творили
Своему искусству молодых учили
Вос-ль: Куклы эти не очень обычные и называются они –русские народные!
( индивидуальная работа - повторение)
Домик5
Вос-ль:
-На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
К дому тихо подойду
И тихонько постучу
«тук-тук- тук»
кто идёт к нам на стук?...
Вос-ль достаёт снопик соломы
-Золотистая солома
Без сомненья всем знакома
Словно сказочные феи
поколдуем мы над нею
(показ действий)
Соберём в пучок
И повяжем поясок
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша.
Вос-ль:- Дети кукла сделанная из соломы, как будет называться?
Дети: Соломенная кукла.
Вос-ль: Солому из которой делали кукол сначала и собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной. Блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали.
-Дети, а с соломенной куклой интересно играть?
- Интересно, но она не прочная и легко ломается.
Домик 6
Во-ль:
-Терем-терем- теремок
Он затейлив и высок
В нём окошки слюдяные
Все наличники резные
А на крышах петушки
Золотые гребешки.
Тук-тук-тук, кто выходит к нам на стук?
Вос-ль:
Прошло много лет и человек придумал другую куклу- тряпичную
-Дети, почему она так называется?
Дети: ответы детей, повторение.
Вос-ль: обобщат
(тряпичная из лоскутков ткани, тряпочек)
Вос-ль: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать это значит переплетать нитки, в результате получается -ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол.
-Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.
Вос-ль: Конечно , как бы ни хороша была тряпичная кукла, всё же с настоящей современной куклой её не сравнить .
-Какая девочка не смотрела заворожёно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу, на куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шёлковый или кружевной наряд.
- Полина и Данил расскажут из чего же сделаны современные игрушки.
Игрушки:
1.Из чего у нас игрушки
Куклы, мишки и хлопушки
Из искусственного меха ,
Ткани и резины,
Из пластмассы и металла
Дерева глины.
2 .Из таланта и терпенья
Из народного уменья
Ни пекари сапожники
А мастера художники
Игрушки создавали
Лепили рисовали
Яркие, нарядные
Игрушкам очень рады мы.
Вос-ль: Дети помните, игрушки очень любят вас, и хотят спросить: « Как нужно обращаться с игрушками?»
Дети: (ответы детей) бережно, нежно, аккуратно…
Вос-ль: Петрушка, вот и закончилась моя сказка о истории куклы
Петрушка:
-Вы скажите мне друзья ,
понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Петрушка:
Со сказкой жалко нам прощаться
Но не будем унывать
Сказку будем в гости ждать!
-Страна кукляндия дарит вам матрёшку с сюрпризом (конфеты).
Вос-ль: садитесь в поезд и поехали в группу пить чай.
Дети:
-чух-чух –чух; ту-ту-у-у-у (звукоподражание)
-паровоз, паровоз, новенький блестящий
он вагончики повёз, будто настоящий……..
( под слова песни дети идут в группу)
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста