- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия «Это мое право» в подготовительной группе
Тема: «Это моё право»
Комплексное занятие по социальному развитию
Программное содержание:
- - Воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными и предупредительными по отношению к окружающим.
- - Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом, никто не может нарушать права, записанные в Конвенции: право на жилище, право на свободу, право на защиту от унижения, жестокости, право на медицинское обслуживание, право на бесплатное образование.
- - Развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.
Материал. Посылка, в ней письмо (текст см. в конспекте) и «волшебная» палочка. Сюжетные картинки («фотографии» из Изумрудного города). Костюм Элли. Макет «Сказочной страны». Фонограмма песни «Солнечный круг», ТСО.
Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах человека». Чтение сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словарная работа:
Уточнение словаря: знать права, знак «SOS».
Активизация словаря: Декларация, Конвенция, насилие, медицинское обслуживание, ООН.
Конспект занятия
Педагог. Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие и начать мне его хочется по особенному – мы прослушаем одну песню, а вы подпевайте.
Дети исполняют куплет и припев песни «Солнечный круг» под фонограмму.
Педагог. Мы исполнили именно эту песню, потому что в ней говорится о праве на жизнь. Это самое главное наше право. Сегодня мы ещё раз поговорим о правах, которые имеют все дети нашей планеты. Но сначала давайте вспомним вот что: Международное сообщество приняло ряд документов о защите прав ребенка. Один из таких документов был провозглашён Организацией Объединенных Наций в 1959 г.
- Что это за документ?
Дети. Декларация прав ребёнка
Педагог. Что такое ООН?
Дети. ООН - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира на планете.
Педагог. А в 1989 году ООН приняла международное соглашение о правах детей, в котором было записано уже больше прав (54). Как называется это Международное соглашение?
Дети. Конвенция о правах ребенка.
Воспитатель: Правильно.
Раздается стук в дверь.
Педагог (выглядывает за дверь, затем обращается к детям). Что за чудеса! Почтальон принёс посылку. Давайте прочитаем, кому она предназначена. (Читает.) « Куда: Россия, Самарская область, п. Рощинский. Детский сад № 50 «Мишутка». Кому: Детям подготовительной группы № 10. Откуда: Изумрудный город».
В посылке письмо и «волшебная» палочка. Прочитаем письмо и узнаем, что случилось. (Читает письмо.)
«SOS. Срочно. Мы жители Изумрудного города. Злая ведьма Бастинда нарушает права жителей Изумрудного города. Она хочет, чтобы все ей подчинялись. Спасти жителей могут лишь те, кто знает права, записанные в Конвенции о правах человека. Помогите нам! Отправляйтесь к Элли в Сказочную страну. Она подскажет, что надо делать. С уважением, жители Изумрудного города».
- Дети, кто из вас знает, что обозначает слово «SOS»?
Дети. Это значит, что кто-то попал в беду и ему срочно нужна помощь.
Педагог. Ребята, что будем делать?
Дети. Окажем помощь!
Педагог. А попадём мы к Элли с помощью волшебной палочки. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Раз, два, три-Волшебная палочка,
в Сказочную страну нас перенеси!
Все подходят к дереву, возле которого сидит Элли. На дереве висят фотографии.
Элли. Здравствуйте, дети! Вы из садика «Мишутка»? Я ждала вас.
Педагог. Нам пришло письмо от твоих друзей из Изумрудного города. Мы те, кто может вам помочь.
Элли. Да, нам могут помочь только те дети, которые знают свои права. Мы тоже хотим узнать свои права, чтобы жить счастливо в своей стране. А то злая ведьма Бастинда всё время всех обижает. Эти фотографии вам помогут узнать о нашей жизни.
Элли снимает первую фотографию с дерева и показывает детям.
Педагог. О каком праве можно сказать, глядя на эту фотографию?
Дети. Каждый ребёнок имеет право на свободу.
Дети снимают вторую фотографию
Педагог. Вот видите, какое безобразие творит Бастинда в Изумрудном городе! О каком праве говорит нам эта фотография?
Дети. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.
Дети снимают с дерева третью фотографию.
Педагог. Посмотрите, Дровосек заболел, он заржавел. А Бастинда не даёт его вылечить. О каком праве не знает Бастинда?
Дети. Каждый ребёнок имеет право на медицинское обслуживание. Это значит, что если ребёнок заболел, он может обратиться в поликлинику и ему назначат лечение.
Дети снимают с дерева четвёртую фотографию.
Педагог. Посмотрите на эту фотографию: здесь видно, как Бастинда сломала мой дом. Какое право она забыла?
Дети. Каждый человек имеет право на жилище, на свое имущество, и никто не имеет права отбирать его.
Дети снимают с дерева пятую фотографию.
Педагог. Посмотрите на эту фотографию. О каком праве здесь идёт речь?
Дети. Каждый человек имеет право на бесплатное образование. Это значит, что каждый ребёнок должен учиться в школе.
Педагог. Вот мы и доказали, что знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и наши дети стараются не нарушать чужих прав. А помогает нам в этом вот эта эмблема (педагог демонстрирует её). Чтобы жители Изумрудного города не забывали о своих правах, мы с ребятами хотим сделать и подарить вам такую же эмблему.
Но сначала я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и поиграть. Элли, предложи нам какую-нибудь игру.
Физкультминутка: «БУГИ-ВУГИ»
Дети стоят в кругу лицом друг к другу. Движения выполнять по содержанию текста.
1. Руку правую вперед,
а потом ее назад,
А потом - наоборот и
немного потрясем.
Мы танцуем «Буги-Вуги», Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте.
поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так: 2 раза хлопаем в ладоши.
раз-два!
2. Руку левую вперед,
а потом ее назад,
А потом - наоборот и немного
потрясем.
Мы танцуем «Буги-Вуги», Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте.
поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так: 2 раза хлопаем в ладоши. Движения те же.
раз-два!
Припев:
Буги-Вуги Двигаемся вперед.
O'key ! Показываем большие пальцы обеих рук,выставляя при этом правую ногу вперед на пятку.
Буги-Вуги Двигаемся вперед.
O'key! Показываем большие пальцы обеих рук, выставляя при этом правую ногу вперед на пятку.
(Припев повторяем 2 раза.)
3. Ногу правую вперед,
а потом ее назад,
А потом – наоборот
и немного потрясем
Мы танцуем «Буги-Вуги», Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте.
поворачиваясь в круге
И в ладоши хлопаем 2 раза хлопаем в ладоши. Движения те же.
вот так: раз-два1
4. Ногу левую вперед.
А потом ее назад,
А потом - наоборот
И немного потрясем.
Мы танцуем «Буги-Вуги», Пританцовывая, поворачиваемся вокруг себя на месте,
Поворачиваясь в круге
И в ладоши хлопаем 2 раза хлопаем в ладоши. Движения те же.
Вот так: раз-два!
Припев тот же.
Дети садятся за столы и выполняют эмблему. Дарят её Элли.
Педагог. Ребята, напомните всем, что она обозначает?
Дети. Эта эмблема означает то, что все дети на планете имеют одинаковые права.
Педагог. А ещё ребята хотят прочитать стихи о правах:
1. Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
2. Чтобы улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
3. Пусть дети живут,
смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет теплый светлый дом
4. Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Горя черного - войны.
5. Мы на свет родились
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
6. Чтобы горе исчезло,
И пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда!
7. Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем,
И вас к тому же призываем.
Элли. Спасибо, что помогли нам. Зная свои права, мы справимся с Бастиндой. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Я тоже хочу подарить вам кое-что, на память о нашей встрече (Элли дарит медальки).
Педагог. Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Возьмитесь за руки.
Раз, два, три-
Волшебная палочка,
в детский сад нас возврати!
Вот мы и вернулись. Молодцы, ребята, порадовали вы меня тем, что знаете свои права, и хорошо в них разбираетесь. Но мы вспомнили не все права, записанные в Конвенции. Давайте подойдём к выставке детских работ. Здесь права детей вы изобразили более подробно.
Дети обсуждают с воспитателем свои работы.
Спасибо, ребята, за занятие.
Педагог. Ребята, наше занятие подошло к концу. А закончить занятие мне хочется отрывком из стихотворения Валентина Берестова:
Мы любим тебя
Без особых причин:
За то, что ты дочь,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.
Пока вы маленькие, мы – взрослые защищаем вас. Но когда вы станете взрослыми, вы уже сами будете защищать своих детей.
Используемая литература:
1. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Е.В.Соловьёва, Т.А.Ладога и др./ М:Аркти, 2005г.
2. Антонов В. А. Изучаем права человека. — М.: Вита-пресс, 1997.
3. Воронова Т. Н. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.
4. Рыбинская Е. «Права ребенка»: Основные международные документы. — М.: Дом, 1992.
5. Рылеева А. А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. — М.: Линка-пресс, 1998.
6. Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. — М.: Ангстрем, 1993.
7. Шабельник Е. С. Права ребенка. — М.: Вита-пресс, 1999.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста