- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Игры с прищепками в младшей группе
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении детей младшего возраста
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами.
«Наша мамочка устала»,
Педагог показывает детям прищепки, рассказывает о их предназначении в быту, предлагает малышам рассмотреть их и поиграть с ними.
Покахать каждому малышу, как тремя пальчиками прищепить прищепку к краю коробки. Держать прищепку следует вертикально. Действие сопровождается словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
«Волк»
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Первые три упражнения – ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов:
Серый волк - зубами щёлк
Не боимся тебя, волк!
Воспитатель обращает внимание на то, чтобы «ротик раскрылся», нужно сильнее нажать на края прищепки.
Игровой пальцевый тренинг с прищепками
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчика пугает.
«Крокодил»
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
«Гусь»
«Га-га-га, - гогочет гусь,-
Я семьёй своей горжусь».
«Аист»
Открыть прищепку до упора и закрыть со щелчком. Прислушаться, как щёлкает «клюв» аиста.
«Птичка»
Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (несколько раз).
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела.
«Черепашка»
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу приговаривания текста, на последней строке прищепка «кусает» за палец левой руки.
Ах, обжора -черепашка!
Панцирь – вот её рубашка.
Поплывёт – и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнёт она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап – и схватит комара.
Но еды ей не хватило:
Цап! За пальчик мой схватила.
«Угостим Жучку»
Материал: прищепки, картонные полоски (косточки) не менее 15 см длиной (по числу детей), миска.
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка «захватывает косточку».
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберём
И собачке отнесём.
Жучка косточку схватила
И зубами надкусила.
«Глупая ворона»
Материал: прищепки тёмного цвета, свёрнутые в виде конфет фантики (конфеты) не менее 5 см длиной (по числу детей).
Перед каждым ребёнком фантик, нужно взять его прищепкой и поднять кисть в и.п.
Глупая ворона клювик приоткрыла,
Глупая ворона фантик ухватила.
Думала, конфетки,
Но их съели детки!
Ам! Ам! Ам!
Никому конфет не дам!
«Собачки»
В следующих трёх упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу приговаривания текста.
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают,
Видно, зубы берегут.
«Грачата»
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Очень есть они хотят.
«Интересный разговор»
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утёнок: «Кряк-кряк!»
Всё сказали, всё спросили..
Хорошо поговорили!
«Зайчик и собака»
Указательный и средний палец левой руки выставлены вверх, остальные зажаты в кулак. Открывание и закрывание прищепки правой рукой. Левая рука в конце игры прячется за спину.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает.
Собака злая лает,
Зайчик убегает.
Игры-драматизации с прищепками
Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками».
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
-Лизавета, здравствуй!
-Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела,
Голова пока цела.
«Кошка и курица»
-Хорошо на улице,-
Сказала кошка курице.
-А я и не заметила,-
Курица ответила.
«Петушок и собака»
-Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
-Петя- Петя- петушок!
Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу,
Дом я ночью стерегу!
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок
«Коробочки»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, развитие моторики рук.
Материал. Четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками основных цветов (или изучаемых), прищепки тех же цветов (по3-4 штуки).
Ход.
Ребёнок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
На донышке в коробке
Огонёк горит.
Какие брать прищепки
он нам говорит.
Ты выбирай, не путай,
Внимательно смотри,
Такую же по цвету
Прищепку прицепи.
«Зубастики»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал. Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки), силуэты из цветной бумаги (помидор, огурец, груша, слива).
Ход.
-Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Называют цвета прищепок. Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.
Красный зубастик ест помидор.
Жёлтый - за грушей полез за забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зелёный зубастик ест огурец.
Ребёнок «угощает» зубастиков, оречевляя свои действия.
«Разноцветный заборчик»
Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ.
Материал. Полоски картона 5*15 см, 6-8 прищепок двух цветов на ребёнка.
Ход.
Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов.
Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона, (другой вариант – к нижней).
«Платочки»
Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал. Два квадрата из картона (платочки) разного размера, по 10 прищепок разного цвета и размера.
Ход.
На два платочка-квадрата большого и маленького надо прищепить прищепки так, чтобы на большом платке были большие кисти, а на маленьком - маленькие.
«Шаль с бахрамой»
Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.
Материал. Два квадрата из картона (шаль), 10*10 см размера, по 10 прищепок разного цвета и размера.
Ход.
Детям предлагается украсить шаль бахрамой, чередуя прищепки: большая – маленькая.
Прищепки в усвоении детьми пространственных представлений
Для ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела, использование прищепок очень эффективно в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия как «право- лево».
Каждому ребёнку прикрепляется яркая прищепка к правому рукаву одежды. Она служит зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже правой и левой стороны листа бумаги.
В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика кистей, рук.
В статье использовала материалы журналов по дошкольному воспитанию и свой опыт.
Дополнительные конспекты по теме игры в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста