Лучший педагог года

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы детей старшей и подготовительной к школе групп

article1010.jpg

Лучший конспект занятия. Второе место

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы

детей старшей и подготовительной к школе групп

Автор Рыженко Светлана Ивановна, педагог-психолог,  старший воспитатель МДОУ №37 «Журавлик» г. Дрезна Московской области


Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни дошкольника. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно – воспитательный процесс?

С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и культивирует как одна из главных задач при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.

В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу».

Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать»

Формирование «умных эмоций» и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Итак, центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.

«Основная черта самого примитивного ума - это его эмоциональность. Логика этого ума – логика приятного и неприятного. Все приятное приемлется, все неприятное отвергается», - говорил Блонский.

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно.

Мы проводим с детьми занятия по программе «Настроение» автор Рыженко Светлана Ивановна, педагог-психолог, (рецензия Педагогической академии последипломного образования г.Москва (ПАПО), научный руководитель доктор психологических наук профессор Шульга Т.И.).

Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаем пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогаем ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствуем осознанию причин конфликтов, обучаем способам и приемам их самостоятельного разрешения, владением своими эмоциями.

Всё это способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Цель программы:

обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
«воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;
развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.

Задачи программы:

  1. Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.
  2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
  3. Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями.
  4. Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.
  5. Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.
  6. Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
  7. Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.

Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы

Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.

В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:

1. Коллективно-индивидуальный способ. Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Аналогия с растительным и животным миром.

4. Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.

5. Театрализация. Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках. Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы, ролевые игры-сочинялки, режиссуры детей, распределения ролей и т.д.

6. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

7. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

8. Проигрывание психогимнастических упражнений.

9. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.

10. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.

11. Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.

12. Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.

13. Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.

14. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.

15. Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях. Согласно Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. О первостепенном значении игры для ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - говорил К. Д. Ушинский.

Будучи игровыми, занятия не нагружают психику детей, а наоборот, позволяют разрядить накопившееся напряжение, они эмоционально вовлекают и заставляют задавать вопросы и формулировать собственные суждения. Все это необходимо для развития самости ребенка.

Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема.

Выделим пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:

  • Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  • Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
  • Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
  • Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
  • Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

В практике МДОУ давно прижились игровые занятия-путешествия.

Путешествие по «Дворцу чувств».

Психолог показывает и называет детям пиктограммы с названиями чувств, например, «Радость», «Гнев», «Обида» и т.д. Предложите детям нарисовать (или выбрать из готовых) дворцы чувств. Предложите детям объединиться в пары, чтобы создать свои дворцы чувств. Если кто-то хочет работать индивидуально, это тоже нормально. В созданных дворцах будут жить чувства «Радость», «Гнев», «Обида».

Психолог: «Представьте, что вы попали во дворец. В каждой комнате – какое-то чувство. Сейчас эти комнаты пустые, но в конце занятия они могут с вашей помощью заполниться обитателями».

Психолог: «Найдите среди игрушек (или картинок животных и других героев сказок) тех, которые живут в тех или иных комнатах. Отнесите их туда».

Психолог: «Житель в каждой комнате у нас есть. Посмотрим, что его окружает, какой материал соответствует этой комнате». В мешочке находятся кусочки разных тканей: джинса, шелк, шерсть, мешковина, брезент, фланель, поплин. Каждый ребенок закрывает глаза и вытаскивает один кусочек, ощупывает его, выбирает, в какую комнату лучше всего его положить.

Психолог: «В каждой комнате у нас есть житель, материал. Какие же предметы окружают нашего жителя?». Попросите детей посмотреть внутрь Коробочки с Предметами (мягкие маленькие игрушки, металлические, стеклянные, деревянные предметы округлой и слегка острой формы: юла, набор овощей и т.п) и выбрать то, что ему кажется подходящим для пяти разных комнат, потому что они похоже на чувства, живущие в комнатах.

Психолог: «Мы заселили дворец. Теперь пройдемся по нему. В какую комнату вам хочется зайти? В какую хотите зайти ненадолго? В какой оставаться подольше?».

«Паровозик чувств».

Психолог: «Сейчас мы уезжаем из дворца чувств. Поедем мы на паровозе. На прощание наш паровоз сейчас покажет чувство радости, затем чувство гнева и далее – все чувства». Дети показывают все чувства мимикой, жестом, построившись «паровозиком».

«Надуем шарик».

Раздайте каждому участнику группы надувной шарик.

Психолог: «Начинайте надувать свои шарики…». Когда у первого из ребят шарик достигнет предельных размеров или лопнет, скажите: «Посмотрите, вот так же бывает и с чувствами. Когда ты копишь в себе гнев, не выражаешь его, он растет, растет и может лопнуть. Надуйте шарик сильно и потрогайте его, почувствуйте его напряжение, почувствуйте, как трудно удерживать закрученное отверстие шарика. Так же тяжело удерживать гнев внутри себя. А теперь попробуйте выпустить немного воздуха. Потрогайте шарик. Он не такой напряженный, но с ним можно играть, вряд ли он лопнет. Ведущий: Вспомните, когда вы злитесь, как сильно бывает надут ваш шарик? Расскажите, кто хочет. Поэкспериментируйте со своими шариками. Надуйте шарик так, как вам хочется»

Если у ребенка лопнет шарик, дайте ему другой, но скажите: «Это нормально, что шарик лопнул. Вот тебе еще один, но этот шарик у меня последний». Если в группе есть тревожные дети, старайтесь не провоцировать многочисленные «лопания» шариков. Если группа агрессивная, есть смысл наоборот, полопать шарики, чтобы снять агрессию.

Рисование чувств.

Предложите детям нарисовать свой гнев левой рукой. Можно рисовать просто линии, цветные пятна, можно что-то конкретное, все, что выражает вашу злость или раздражение. Наибольшей эмоциональной разрядки можно достигнуть, рисуя именно левой рукой, так как правое полушарие более связано с эмоциональными состояниями, в противоположность левому, отвечающему за рациональность и логику.

Гнев – одно из наших чувств. Само по себе чувство является каким-то важным сигналом. К нему нужно отнестись внимательно. О чем сигнализирует гнев? О том, что меня сейчас не принимают всерьез: не замечают, не уважают моих чувств, игнорируют мои потребности и т.д. Важно показать детям, что гнев – одно из чувств, присущее человеку, и имеет право на существование. Благодаря гневу я могу определить, что мне не нравится. Проблемы могут возникнуть в связи с невозможностью заметить свой гнев. Тогда переживание как бы «выпрыгивает» передо мной уже такой степени интенсивности, что я не могу с ним справиться – это аффект. Это происходит в том случае, если ребенок усвоил внутренний запрет на гнев, не может допустить этого чувства, тогда оно вытесняется и …превращается в аффект.

Не накапливать гнев! Природа гнева такова, что он может накапливаться, напряжение растет и не исчезает, если на него специально не обратить внимания. Как научиться обращать внимание на гнев, когда он еще на стадии недовольства, и не достиг уровня аффекта? В культурах разных эпох и народов, на востоке и на западе открыто и культивируется немало прекрасных эффективных способов справиться с гневом, заметить гнев и обработать его, тем самым «приручив».

Гнев допустим и нормален, агрессия – допустима только в самом крайнем случае, учимся обходиться без кулака. Невозможно остановиться, если ты очень зол. Это особое состояние, которым нужно заниматься заранее, знать и узнавать его в себе, и учиться управлять своим поведением. Без кулака, с помощью переговоров решают конфликты мудрые люди. Дерутся неуверенные и импульсивные.

Знать ситуации, которые делают меня сердитым. Важно знать, когда я могу сильно рассердиться. Когда меня дразнят, часто просто намерено хотят увидеть мой гнев, вывести меня из равновесия. Вспомнить, как и кто меня дразнит, как я обижаюсь и почему злюсь, очень важно. Учимся опознать такие критические ситуации.

Вопросы к детям:

Что такое обида? Как возникает обида? А какая обида была у вас, большая или маленькая? Кто из вас готов поделиться обидой? Можно ли потрогать обиду? А увидеть? Есть ли у обиды запах? А какова она на вкус? Каков голос у обиды? А вещи могут обижаться? Можно ли нарисовать обиду? Какой краской?

Как обходиться с ситуациями, когда тебя дразнят? Коллекционируем способы ответа. Отвечать нужно обязательно, если ты задет! Молчи, только если не обиделся – вот золотое правило поведения в провокационной ситуации.

Попробуем разобраться, почему вообще люди дразнят другого? Обсудите с детьми, в каких случаях их могут обзывать, чего добивается человек, когда дразнится. Дети называют свои версии:

Человек обзывается на тебя, когда выясняет, можешь ли ты ему ответить, проверяет, боишься ли ты его.

  • Если ты не похож на других (внешне, по национальности). Часто при этом обидчик транслирует отношение взрослых.
  • Ты ведешь себя не лучшим образом: жадничаешь, ябедничаешь. При этом, реши, действительно ли это так и можешь ли ты изменить свое поведение.
  • Ты чем-то обидел того, кто тебя дразнит, и может быть уже забыл от этом, таким образом, он мстит за свою обиду.
  • Его обидел не ты, а кто-то другой, но достается тебе, потому что тебя он не боится.
  • Ему плохо или тревожно, у него какие-то проблемы, может быть, что-то болит.

Оказывается, дразнят те, кто сам совсем не чувствует себя уверенно. Дразнятся слабаки, настоящие лидеры предлагают дружбу и защищают тех, кого дразнят!

Укрощаем гнев.

Навыки обретения равновесия, снятия напряжения, отреагирования через физические упражнения.

Успокаивающее дыхание. Когда мы слишком рассержены, дыхание сбивается, становится неровным и воздух не попадает в организм в достаточном количестве. Если долго не обращать внимания на свое неправильное дыхание, от недостатка воздуха, может возникнуть чувство «Я сейчас лопну». Так в народе и говорят: «чуть не лопнул от злости». Поэтому надо сразу же наладить дыхание, чтобы приручить злость. Пять глубоких вдохов и выдохов, при этом прослеживаем своим вниманием, как воздух постепенно заполняет легкие, проникая все глубже, как вместе с выходящим воздухом, уходит негодование. Спокойная музыка также успокаивает.

Методики диагностики эмоционального развития детей

Диагностика - обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.

Диагностика развития эмоционально-волевой сферы проводится в сентябре и мае, а также в виде рисуночных тестов в ходе коррекционных занятий.

В приложении приведены данные диагностики субтеста № 1 «Истории с завершением» и субтеста № 2 «Группы экспрессии», а также картинный материал методики «Страна эмоций» Громовой Т.В.

В практической работе широко пользуюсь оперативной диагностикой. С целью выявить:

  • положительный эмоциональный фон в течение дня, недели;
  • межличностные и внутрисемейные отношении;
  • самооценку детской деятельности.

Проективные методики, используемые мною в течение года:

  1. «Нарисуй семью, когда вы все заняты делом».
  2. «Несуществующее животное».
  3. Методика « Лесенка», Методика «Какой Я?» Исследование самооценки ребенка.
  4. Методика цветопредпочтения «Волшебный торт».
  5. Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э.

Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э

Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э позволяет фиксировать ежедневно, еженедельно эмоциональное состояние ребёнка.

Белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное; оранжевым – радостно; розовым – спокойное, беззаботное; синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное.

Методика «Страна эмоций»

Методика «Страна эмоций» Громовой Т.В. достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем, какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога.

Рассмотрим некоторые формы работы с данной методикой:

1. Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картин ребенку задаются вопросы:

- знаком ли тебе этот персонаж, это чувство?

- ты когда-нибудь его испытывал?

- а когда, пример?

- обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть - побольше, а может – совсем большим.

- ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький?

- а когда большой? Расскажи об этом и т.д.

 

«Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев…Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей – и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся.

Вот, Гнев – Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне.»

2. Cледующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и всё повторяется.

Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощенно - всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой - решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребёнок, а может, напротив, обозначить желаемые им качества, те, которые представляют для него определённую ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностике.

«Давай представим, что ты – известный актер, настоящая «звезда». И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) «Страна эмоций». На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, а о том, почему ты его выбрал?... А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? И т.д.»

3. Данная форма работы с методикой носит уже несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы:

- Где он живет?

- Один ли он живет или с кем-то?

- Есть ли у него друзья? Кто?

- Что он любит делать?

- Чего терпеть не может? И т.д.

 

Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Также достаточно эффективны вопросы о возможных отношениях и родстве персонажей: ребенок получает возможность соотнести различные эмоциональные состояния, выявить их вероятное сходство и даже процесс зарождения той или иной эмоции. В сущности, это тоже своеобразное интервью, но уже носящее игровой, условный характер. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом.

«Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он боялся. Как ты думаешь, что? И жил Боястик один-одинешенек… Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. А больше всего Боястик-Дрожастик любил…(подсказывай, что он любил?). А не любил Боястик… (чего он не любил, как ты думаешь?) А что же случилось с ним дальше, давай придумаем вместе…и т.д. »

Вариантов манипуляции с данными персонажами существует множество: это драматизация, проигрывание при помощи кукол, рисование, лепка и т.д. Практически, здесь начинается процесс коррекции. Диагностический же аспект отражается в том, что в процессе манипулирования персонажами и, особенно, описания той или иной эмоции находит отражение актуальное состояние ребенка, а так же его отношения с данным чувством (его подавление, культивирование и т.д.). Коррекционный эффект состоит в том, что ребенок отдаляется, дистанцируется от данной эмоции, манипулируя ею.

Структура программы

Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми.

В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев с октября по февраль.

Не менее 10 часов составляет диагностика и собеседование с родителями в начале и в конце года. Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога (45 м.кв.)

Структура коррекционно-развивающих занятий.

  1. Постоянный ритуал начала занятий.
  2. Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
  3. Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
  4. Минутки-шалости, подвижные игры.
  5. Психогимнастика. Релаксация.
  6. Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.
  7.  Ритуал прощания.

Установочные упражнения.

Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует успокоить их и настроить на вслушивание:

  • Послушаем своё дыхание (закрыть глаза)
  • Послушаем, как бьётся наше сердце.
  • Послушаем музыку.
  • Послушаем звуки в группе. Послушаем звуки на улице.
  • Послушаем, о чём говорят рыбки в аквариуме, птицы за окном.
  • Звук колокольчика всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
  • Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу проходит ритуал приветствия и прощания, многие игры.

Психокоррекционная программа продиктована жизненной необходимостью т.к. дети, поступающие в 1-ый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занятия психокоррекционной программы сформируют у детей способность преодолевать трудности, придадут желание узнавать новое, научат вступать в контакт с людьми, разовьют речь, внимание, мышление и память.

Ожидаемые результаты можно сформулировать так:

  • Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
  • Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
  • Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Алямовская В.Г ''Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей''.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003 г
  3. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.
  4. Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
  5.  Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
  6. Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
  7. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004
  8. Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
  9. Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
  10. Фопель К. «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: М.: Генезис, 2005.
  11. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
  12. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий с дошкольниками. М. «Генезис». 2007
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД