- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
День матери в детском саду.
ДЕНЬ МАТЕРИ
День матери это международный праздник, посвященный всем мамам мира. В отличие от 8 Марта, Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы прекрасного пола, в этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин. Цель этого прекрасного праздника- поддержать традиции бережного отношения к женщине, особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека - матери.
Это еще и семейный праздник. Дети обязательно должны понимать,кем является для них мама и какого почтения она заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребенка.
История празднования Дня матери насчитывает несколько столетий.
В Англии с XVII по XIX век отмечалось "Материнское воскресенье"(Mothering Sunday) - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране.
В США День матери впервые был публично поддержан известной американской пацифисткой Джулией Уорд Хоув в 1872г. День матери, по ее версии, - день единства матерей в борьбе за мир во всем мире, т. е. своеобразный Деньмира. Идеи Джулии Уорд не нашли широкой поддержки ни в США,ни в других странах. Только в 1907г. американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей. Анна написала письма в государственные учреждения, законодательные органы и выдающимся лицам с предложением один день в году посвятить матери. В 1910г.штат Вирджиния первым признал День матери официальным праздником.В 1914г. Президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.
Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны. В другие дни этот праздник отмечают еще более 30 стран.
У мальтийцев День матери существовал с незапамятных времен. Историки считают, что сама традиция берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, в которых особенное внимание уделяется почитанию Великой Матери - богини, матери всех богов.
В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется с античных времен, когда греки праздновали весной день матери всех богов - Геи.
В Финляндии День матери стали отмечать официально с 1927г. во второе воскресенье мая. В этот день, вывешивают флаги,дети готовят подарки для мам, а папы стараются в этот день на кухне, каждый в меру своих способностей.
В России праздник введен Указом Президента РФ от 30.01.98N 120 "О Дне матери". Он отмечается в последнее воскресенье ноября. Инициатива учреждения Дня матери принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
По официальным данным, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 млн.женщин, из них более 1 млн. 700 тыс. - многодетные.
День матери - прекрасная возможность уделить внимание своим матерям, бабушкам, согреть их теплом,в котором они так
нуждаются. А для дошкольного учреждения этот день - еще один повод устроить для детей и их мам добрый праздник.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет в первые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: "Сердце матери - в детях, а сердце ребенка в игрушках и камешках".
В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необходимо "обучать" взаимопониманию родителей и детей.
В дошкольном учреждении работа по воспитанию любви к матери должна проводиться с детьми всех возрастных групп,но особое внимание необходимо уделять старшему дошкольному возрасту - именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать нормы морали,у них формируются нравственные основы.
Старший дошкольный возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Он связан как с большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, общении с взрослыми и сверстниками,так и с достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. Он считается наиболее сензитивным периодом для нравственного развития и воспитания ребенка. Формирование чувств ребенка, в т.ч. сопереживания, сочувствия, сорадования, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. И то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
ЧТО ОРГАНИЗОВАТЬ С ДЕТЬМИ
Игра «Интервью у мамы»
Дети "становятся журналистами" и берут интервью усвоих мам. Вопросы, задаваемые мамам, и символы, их обозначающие(мнемокартинки), ребята могут придумать сами. Все интервью можно записать на диктофон, что дополнительно привлечет интерес детей и даст возможность еще и еще раз прослушать записи разговора ребенка с мамой.
Беседа «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Ее цели – создание образа матери - хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома, а также формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома - она любящая мать,на работе - умелая труженица (врач, учительница, парикмахер), в свободное время спортсменка, читательница, флорист.
Портрет мамы
Предложите детям сделать портрет своей мамы или всей семьи с помощью разных материалов и техник (рисование, лепка, аппликация). Дети с большой радостью и желанием займутся этой работой, постараются передать всю свою любовь к маме в портрете.
Экскурсии на работу к мамам
Совместно с некоторыми родителями в течение года можно организовать экскурсии на работу к мамам: в школу и библиотеку.
Дети обогатят свои знания и представления о труде учительницы и библиотекаря, а также испытают чувство гордости за то, что их мамы заняты необходимой для других людей работой. Они увидят значимость маминого труда и уважение этого труда окружающими. Экскурсии помогут подвести детей к разговору о трудолюбии, необходимости помощи маме и близким людям.
Фотовыставка «Мама работает»
Если нет возможности организовать экскурсию, то можно оформить совместно с детьми выставку фотографий с рассказами детей о профессии мамы.
Беседа о трудолюбии
Можно обсудить с детьми вопрос, что можно считать помощью маме - это любая работа, которую могут выполнить ребята: помыть посуду, подмести или пропылесосить пол, обслужить себя самостоятельно,быть опрятным и чистым, помочь одеться младшим братьям и сестрам, поиграть с ними. Все это будет большой помощью маме, которая в освободившееся время сможет заняться чем-то другим или отдохнуть.
Анализ бытовых ситуаций
Можно использовать бытовые ситуации и любую возможность обсуждения тем: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму".
Игра «Ласковые фанты»
Для пополнения словарного запаса детей нежными, ласковыми словами о маме, помимо чтения сказок, бесед, знакомства с пословицами и поговорками о ней, можно провести модифицированную игру "Ласковые фанты".
Все играющие садятся в круг. Водящий начинает цепочку из ласковых слов: мамочка, следующий продолжает - родная, третий - лебедушка, четвертый - нежная, пятый - ласковая и т. д. Когда цепочка закончится, тот, на ком она прервалась, кладет фант в корзинку и игра снова возобновляется. Важное условие - не повторяться! В конце игры разыгрываются фанты.
В ходе такой работы дети отчетливее поймут связь своего поведения и настроения мамы и близких людей, возникнет желание проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для мамы. Некоторые воспитанники могут попробовать сочинить стихи и сказки, главным героем которых будут дети, защищающие свою маму. Дети станут терпеливее и внимательней к маме, друг к другу и ко всем окружающим людям.
Пословицы о маме
Маменька родимая - свеча неугасимая.
Без матушки родной и цветы не цветно растут.
Всякой матери свое дитя мило.
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце.
Кто матери не послушает, тот в беду попадет.
Береги отца и мать - других не сыщешь.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Все купишь, а отца и матери не купишь.
Анкета для родителей
1. Хотели бы вы, чтобы с вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
2. Считаете ли вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
З. Готовы ли вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада? В чем вы видите это сотрудничество?
Вопросник для воспитателей
1.Что значит воспитывать у детей любовь к матери?
2.Как часто вы обращаетесь в работе к этой теме?
З. В чем заключается эта работа?
4. Привлекаются ли родители к этой работе? Каким образом?
Тематический день «Мамочка любимая моя»
Основные задачи:
воспитать заботливое, внимательное отношение к маме; уточнить и расширить знания о понятии «семья»; сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.
Оборудование:
фотокомпозиция «Наши мамы и мы», выставка совместных работ детей и матерей, выставка детских рисунков «Портрет моей мамы», коллаж «Что говорят дети о своих матерях», цветик-многоцветик с пожеланиями мамам на отдельных лепестках, праздничное оформление группы.
УТРО
Беседа с детьми
Цели: привлечь внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность; сделать все возможное, чтобы порадовать мам, поднять им настроение.
Оборудование: грамзапись песни «Мамин праздник» (музыка Тиличеевой).
Педагог напоминает детям, что они целую неделю готовились к особому дню, посвященному мамам, которых дети любят больше всех на свете. Предлагает детям украсить группу цветами, шариками, своими работами. Обращает внимание на эстетику оформления, подчеркивая, что дети должны порадовать и удивить своих мам.
Чтение стихов
(Е. Благинина. «Посидим в тишине», Г. Виеру. «Мамин день», Я. Аким. «Мама», Е. Благинина. «Вот какая мама»и др.)
Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность.
ДЕНЬ
Комплексное занятие
«Моя мама самая любимая и красивая»
Цели: закрепить знания детей об отличительных особенностях своих мам, их профессии, увлечениях; сформировать интерес к особенностям личности мамы; воспитывать уважение,заботливое отношение к маме; развить диалогическую речь.
Педагог предлагает детям познакомить друг друга со своими мамами до их прихода и рассказать о них так, чтобы все сразу узнали, чья мама пришла в гости.
1. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида, имени, интересах, профессии каждой мамы с рассматриванием фотографии и фотокомпозиции.
2. Дорисовывание портрета мамы (рисунок выполнялся в течение1-2 недель), оформление композиции.
З. Изготовление из готового теста печенья с помощью формочек с последующей выпечкой на кухне или изготовление пирожных из готовых печений с украшением сливками, конфетами и т.п.
4. Заполнение обратных сторон цветика-многоцветика пожеланиями каждой маме.
Труд на природе (на прогулке)
Цели: научить детей совершать поступки для того, чтобы сделать маме приятное, порадовать ее; сформировать волю через получение отсроченного результата; развить активный словарь.
Дети сажают цветы для мам (зимой - семена зелени, луковицы тюльпанов и т.п.).
Педагог говорит детям, что в сем женщинам нравятся цветы.
И их дети могут вырастить своими руками. Но,чтобы они выросли,за цветами нужно долго ухаживать. «Тем приятнее подарок будет для мамы».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цели: на правах равного игрового партнера уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог, ролевое взаимодействие, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей.
В Россию приехала девочка-иностранка, ее надо принять в семье, познакомить со всеми, организовать досуг и т.п.
Рассказывание стихотворения «Мамины помощницы» с движениями
(Если стихотворение для детей новое, то они повторяют движения и договаривают запомнившиеся слова, фразы; если знакомое- синхронно читают стихотворение и сопровождают слова движениями.)
Решили маме мы помочь И воду в таз налили, |
Изображают пальцами откручивание крана. |
Насыпали вниз порошка, |
Делают мелкие движения щепоткой пальцев. |
Белье все замочили. |
Ставят руки перед собой, кисти вниз, изображают погружение белья в таз. |
Стирали долго мы его, |
Потирают кулаком о кулак. |
О доску даже терли. |
Потирают кулаком о ладонь. |
Не разорвали ничего, |
Делают отрицательное движение указательным пальцем. |
А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда, |
Наклоняются, опускают руки, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону. |
Вода в тазу вскипела. |
Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы. |
Но только, братцы, вот беда: |
Прижимают руки к щекам, покачивая головой. |
На пол упала пена! |
Опускают руки вниз, трясут легко кистями. |
Давай ее мы собирать И отжимать в ведерко. |
Приседают, имитируя сбор пены обеими руками |
Чтобы как мама наша стать, Трудиться надо столько! |
Показывают указательным пальцем вверх. |
ВЕЧЕР
Рассматривание журналов мод
Цели: развить умение выделять фасоны одежды, цвет, отличительные особенности, в прическе - цвет, форму, оригинальность, подбирать фасон сообразно предпочтениям, особенностям внешнего вида мам; сформировать желание видеть маму красивой, гордиться ею.
Открытие модельного агентства, где каждый может выбрать для своей мамы платье, прическу, обувь, украшения.
Изодеятельность «Платье для мамы»
Цель: развить творческое начало, изобразительные умения. Используя шаблоны,дети раскрашивают платье для мамы.
Ручной труд «Салфетки для праздничного стола»
Цели: развить эстетический вкус, умения что-то делать руками; вызвать желание сделать для мамы приятное.
Педагог просит подгруппу детей вырезать красивые салфетки на столы для мам, по-разному оформив края.
Вечер развлечений для мам
(стихи, песни, совместныетанцы, соревнования, эстафеты и т.п.).
Презентация поделок.
Литература.
1.Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери./Т.А.Бородинова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2007, № 4. – с.34-39.
2.День матери. /Подготовила А.В.Герасимов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, № 4. – с.33.
3.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – с. 33. –(Серия «Вместе с детьми»).
4.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. /Е.А.Алябьева.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.125-128. – (Программа развития).
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста