- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Миссия педагога- воспитателя в современном обществе
Многие современные воспитательно-образовательные инициативы нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим должно идти духовно – нравственное воспитание. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в дальнейшем для ребенка и общества в целом. Наша задача помочь «облагородить» детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, возродить истинные ценности. Христианская нравственность впитывается вместе со сказками, играми, православными праздниками.
Сегодняшнее состояние системы дошкольного воспитания характеризуется словами «взрыв, скачок». Рынок образовательных услуг предлагает огромное количество комплексных и парциальных программ, а также предъявляет особые требования и к педагогическому сообществу.
В апреле 2006 года, в г. Ханты-Мансийске, на окружном конкурсе «Воспитатель года – 2006», система моей работы звучала в оригинале «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников через приобщение к русской народной культуре». Я постараюсь миссию педагога воспитателя показать через систему своей работы.
Какой он воспитатель детского сада 21 века? В чем его предназначение? Я постараюсь в общих чертах выразить свое мнение по этим вопросам.
«Миссия педагога- воспитателя в современном обществе»
Детей невозможно разделить на расы, национальности и вероисповедания, потому что все дети похожи по своей сути. Их внутренний мир органически не принимает взрослой чванливости, ханжества, злости и лжи. В их сердечки вход таким вещам запрещен. Пока запрещен.
В современном мире невозможно воспитать ребенка в « стерильных», унифицированных условиях. Так или иначе, он получит и отрицательный опыт, но и от меня то зависит: будет это «тяжелой болезнью» или «иммунной прививкой». С рождения ребенок восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться и духовные ценности – добродетели (доброта, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и любовь).
Общество может заботиться о качестве образования, распространяя тысячи методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в педагогическом процессе и как они могут договориться.
На что опереться? Что взять за основу?
Время постоянно наращивает свой темп, мир меняется с невероятной быстротой, но то, что связанно со стабильностью, привычным укладом жизни, называется традицией. Традиция, консервативна и обращена во вчерашний день. Современному обществу свойственно стремиться к обновлению. Однако оно не может нормально функционировать, если не опирается на традиции. Российская традиция – глубина эмоционального переживания, а не спокойствие рационального обоснования
Только подлинная глубокая традиция может стать основой для качественных инноваций.
В поучениях прп. Серафима Саровского есть мудрый совет:
« Не торопитесь Учить детей по французски и по немецки, а приготовьте их душу прежде, а прочее приложится потом».
Моя задача пробудить в самих детях рассудительность, умение распознавать духовную и физическую опасность, формировать совестливость и сознательность. Без этих важных качеств ребенку будет трудно оценивать свои проступки и осознанно раскаиваться в них, избегать их повторения в дальнейшем.
Надо признать, что детям нашим, возможно, придется жить в более тяжелые духовно времена, поэтому не стоит думать о компромиссах и закрывать глаза на уже явленные апокалипсические признаки. Каждый человек – воин, воин духа. И ДЕТИ, КОТОРЫЕ РЯДОМ СО МНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМ СТАНУТ, НО БУДУТ ЛИ ОНИ НА «ЩИТЕ», ИЛИ СО «ЩИТОМ», А ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО, ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ, КОТОРЫЙ БЫЛ РЯДОМ С НИМИ В МИНУТЫ, КОГДА ИХ СЕРДЦА БЫЛИ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ДОБРОДЕТЕЛИ.
Подражание сильнее страха, и тем ответственнее моя миссия перед детьми – самой не стать «кривым зеркалом» и не подтолкнуть их к ложным кумирам на стороне. Именно поэтому, так важно в век вседозволенности учить наших детей применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность, грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, агрессии и злу – силу духовную.
Воспитание и обучение антиавторитарно, профессионально и ненасильственно. Нет общего для всех «правильного», как и одновременно для всех неприемлемого. Существует лишь один абсолютный приоритет – каждому ребенку рядом с вами должно быть хорошо.
И так, «будем иметь большее попечение о наших детях и всячески заботиться о их душе. Ведь если благочестие отсутствует, то те сокровища какие есть, погибают с опасностью и позором; а если же благочестие налицо, то и те сокровища, каких нет – приходят».
«И если мы, взрослые, будем жить и учить так, чтобы наша научность не портила нравственности, а нравственность - научности, то получится полный успех нашей жизни».
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста