- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Изучение классного коллектива
Задачи изучения классного коллектива.
В ходе педагогической практики студенту предстоит проводить работу в прикрепленном классе, выполняя обязанности учителя и классного руководителя. Успех зависит от того, насколько полно и глубоко он узнает коллектив класса: его состав, организационную структуру, традиции, содержание деятельности, нормы, ценности, сплоченность и другие стороны жизни коллектива, а в конечном итоге определит уровень его развития.
Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.
Предлагаемые ниже методики помогут студенту-практиканту получить ответы на поставленные вопросы.
Методика изучения коллектива
Для получения знаний о классе студент может использовать разнообразные приемы: систематическое наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование, эксперимент. Все эти сведения должны быть отражены в дневнике наблюдения, на основе которого и составляется характеристика коллектива учащихся класса, В психолого-педагогической характеристике классный коллектив должен быть представлен, как социальный организм, выполняющий важнейшую функцию — обучение и воспитание ребенка,
Программа изучения классного коллектива
I. Общие сведения о классе и история его формирования
(количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников; когда сформировался класс, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).
II. Содержание и характер коллективной деятельности
1, Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учащихся, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
2, Жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту; формы проявления этих интересов; участие класса в общественной жизни школы.
3, Общественно-полезный труд и его место в жизни коллектива: виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в процессе, труда.
4, Органы самоуправления в классе, их влияние на жизнь коллектива.
III. Личность классного руководителя и его влияние на коллектив
(образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов); отношение хозяйства к классному руководителю, его авторитет среди учащихся,
IV. Особенности межличностных отношений в классе.
Групповая структура класса, определение статуса учащихся в классном коллективе (методика 1). Микрогруппы в классе Референтная группа класса и ее влияние на жизнь коллектива (мето-дика2). Мотивы выбора в системе межличностных отношений (методика 3).
V. Уровень развития коллектива.
Ценностно-ориентационное единство коллектива (методика 4). Опосредованность межличного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности (методика 5).
VI. Психологический климат коллектива.
Проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, уважения (методики 6, 7).
VII. Психолого-педагогические выводы.
(на основе всех методов изучения коллектива) должны заключаться в прогнозировании пути развития данного коллектива и в рекомендациях по дальнейшему руководству им.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Методика 1
Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
Эксперимент проводится так: учащимся класса раздают небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывает вопросы, на которые должны ответить учащиеся. Например: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: количество выборов ограничивается тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собирает и обрабатывает. 1.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
На основе ответов учащихся оформляется матрица № 1. Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке (как правило, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали — их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый. Если необходимо учесть очередность выборов, то выборы обозначают цифрами 1, 2, 3 (кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь). Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывается общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.
На основе полученных данных определяется статус ребенка в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе.
Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов (в нашем примере 5 и более) — относятся к I группе, — это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся дети, получившие 3-4 выбора (в нашем примере №№ 2, 3, 7, 8); к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора (у нас: №№ 4, 5, 6); и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора (в нашем примере таких нет).
1. См. Практикум по общей психологии (Под ред. А. И. Щербакова) М
Просвещение, 1979, тема 5.
Таблица 1.
Образец матрицы № 1
Выбор обозначается знаком +, взаимный выбор — знаком+-.
№ п/п |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Алексеев |
|
+- |
|
+- |
|
|
|
+- |
2 |
Андреев |
+- |
|
|
+- |
|
|
|
+- |
3 |
Антонов |
+ |
|
|
|
|
+- |
+- |
|
4 |
Бурсиан |
+- |
+- |
|
|
|
|
|
+ |
5 |
Павлов |
+ |
|
+ |
|
|
|
+- |
|
6 |
Смирнов |
|
+ |
+- |
|
|
|
+- |
|
7 |
Сочава |
|
|
+- |
|
+- |
+- |
|
|
8 |
Чалов |
+- |
+- |
|
|
+ |
|
|
|
Кол-во полученных выборов |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Кол-во взаимных выборов |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
В каждой строке должно быть не более и не менее 3 выборов
Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников.
На основе полученных количественных показателей определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе, коэффициент взаимности и индекс изолированности, являющиеся существенными показателями характера межличностных отношений.
УБВ определяется по соотношению числа членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (I и II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV группы).
УБВ высокий — при I+II>III + IV;
средний — при l+II= lll+IV;
низкий — при l + II<III+IV.
Высчитаем УБВ в рассматриваемом нами примере (табл. 1; рис. 1).
I группа — 1 учащийся
II группа — 4 учащихся
III группа — 2 учащихся
IV группа — 0 учащихся
УБВ=1+4>2+0
УБВ — высокий
Важным показателем уровня благополучия взаимоотношений (УБВ) является индекс «изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (должен быть не больше 15 процентов).
Коэффициент взаимности является показателем сплоченности группы и удовлетворенности в общении.
, где
Р1 — число взаимных выборов,
Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте.
У нас KB подсчитываем по таблице 1.
Р1=19, Р=24 - -
KB ниже 20 процентов может рассматриваться как отрицательный показатель.
Определение микрогруппы в классном коллективе проводится на основании матрицы № 1. Делается это так: заготовить сетку, в ней провести из вершины левого в нижний правый угол диагональ, которой перечеркнуты клетки, соответствующие одному и тому же школьнику (табл. 1). Выделить в матрице № 1 любого учащегося, находящегося во взаимном выборе с кем-либо из одноклассников. Вписать, сохранив номер из 1-ой матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку и поставить его сохранившийся номер. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшемся во взаимном выборе под тем же номером, под которым он значится в матрице № 1. Этот же номер проставляется и по горизонтали (вверху). В клетках пересечений этих двух учеников поставить знак взаимного выбора. В последующие строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Знаки взаимного выбора будут располагаться вдоль диагонали. Обозначившуюся группу обвести чертой, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом.
Таблица 2.
Образец матрицы №2
№ п/п |
Фамилия |
1 |
2 |
4 |
8 |
3 |
6 |
7 |
5 |
1 |
Алексеев |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
2 |
Андреев |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
4 |
Бурсиан |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
8 |
Чалов |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
3 |
Антонов |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
6 |
Смирнов |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
7 |
Сочава |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
5 |
Павлов |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Чтобы яснее представить положение каждого учащегося в системе личных отношений, на основе матриц № 1 и № 2 составляется так называемая карта групповой дифференциации — социограмма. Она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам социометрического эксперимента (рис. 1). В первом круге располагаются учащиеся, получившие наибольшее количество выборов — «звезды», во втором круге — «предпочитаемые», в третьем — «принимаемые», в четвертый круг попадают школьники, не получившие ни одного выбора — «пренебрегаемые» или «изолированные».
На карте групповой дифференциации мальчики обозначаются треугольниками, а девочки — кружками. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным карандашом. Выборы обозначаются стрелками. В результате получается рисунок, дающий наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре межличностных отношений.
Все данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, студент должен проанализировать с точки зрения статусной структуры класса; количества и состава малых групп по признаку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы, существующие в коллективе, дать объяснение причины образования микрогрупп и раскрыть содержательную основу и характер взаимоотношений в них,
МЕТОДИКА 2.
Определение референтной группы-класса
Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.
Сделать это можно так: при подготовке к комсомольскому собранию (пионерскому сбору) студент-практикант может сказать учащимся: «Скоро у нас пойдет откровенный разговор друг о друге, но право высказать мнение о тебе предоставляется лишь трем одноклассникам. Напиши фамилии тех, чье мнение ты считаешь наиболее важным для себя».
Результаты референтометрии оформляются в матрице № 3, которая составляется по типу матрицы № 1.
МЕТОДИКА 3
Мотив выбора в системе межличностных отношений
Цель: Выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания), 1,
Заготовить по предлагаемой форме бланк:
Слова определяющие Имя, фамилия школьника
личность испытуемого1 2 3 4 и т. д.
Искренний
Добрый
Открытый
Эрудированный
Смелый
Прямой
Внимательный
Отзывчивый
Выдержанный
Сильный
Аккуратный
Ранговое место школьника
1, См. Практические занятия по психологии (Под ред, проф. А, В. Петровского) — М., Просвещение, 1972, задание 20.
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагают оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого члена группы. Минимальный балл — 1, максимальный — 7. Испытуемому предлагают представить, что его класс подлежит расформированию. В этой ситуации он должен отметить знаком «+» пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы учиться дальше и знаком «—» тех пять, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться, Далее предлагается расположить учеников, отмеченных знаком «+», в порядке убывающих предпочтительности (в верхней строчке наиболее желаемые, во второй несколько менее желаемые и т, д.) То же нужно проделать с товарищами, отмеченными знаком «—» (на последнем месте должен оказаться наименее желательный для совместной учебы одноклассник).
Обработка данных выполненного задания
В обработке и интерпретации материала следует исходить из следующих предложений,
а) целесообразно искать доминирующие факторы индивидуальной предпочтительности лишь среди тех черт личности, которые получили высокую оценку для лиц, избранных школьником;
б) вместе с тем лишь те из черт личности оказываются решающими для его выбора, которые в меньшей степени представлены в группе «отвергнутых».
Обработку материала проиллюстрируем на численном примере. Для простоты ограничения только четырьмя избранными произвольно качествами личности: веселый, скромный, аккуратный, отзывчивый.
Упорядоченный ряд фамилий |
Веселый |
Скромный |
Отзывчивый |
Аккуратный |
Дополнительные качества, оценивающие личность товарища |
(+) |
|
|
|
|
|
Арбузов |
6 |
6 |
6 |
7 |
|
Григорьев |
7 |
3 |
7 |
7 |
|
Котов |
6 |
2 |
7 |
7 |
|
Романов |
5 |
4 |
7 |
7 |
|
Тарасов |
6 |
5 |
6 |
6 |
|
М |
6 |
4 |
6,6 |
6,8 |
|
(-) |
|
|
|
|
|
Белов |
2 |
3 |
5 |
7 |
|
Егоров |
4 |
2 |
5 |
7 |
|
Лебедев |
3 |
4 |
2 |
7 |
|
Старостин |
1 |
2 |
4 |
7 |
|
Яковлев |
4 |
2 |
1 |
6 |
|
Т |
2,8 |
2,6 |
3,4 |
6,4 |
|
К |
0,37 |
- |
0,32 |
0,03 |
|
Верхние пять фамилий принадлежат школьникам, которых выбрали испытуемые; нижние пять фамилий принадлежат «отвергнутым» ученикам.
Высчитывается среднее арифметическое (М) во всех верхних частях столбцов. Отбирается группа тех качеств, у которых М больше. В нашем случае эти М принадлежат веселости, отзывчивости, аккуратности. Эти высокие оценки могут говорить о важности соответствующих черт для отбора. Чтобы это проверить следует вычислить арифметические (т) в нижних частях колонок, которые соответствуют тем же качествам. Далее рассчитывается коэффициент (К) «определяющий силы мотива» по формуле:
Для установления мотивизационного ядра (т. е. группы мотивов, которые главным образом определяют выбор индивидуального предпочтения) выписывают 3-5 наиболее высоких коэффициентов (сюда в данном случае попадут коэффициенты для качеств «веселый», «отзывчивый» и не попадет коэффициент по «аккуратности»).
Особое внимание следует обратить на рост оценок внутри каждого из отобранных столбиков: чем больше тенденция роста чисел в колонке, тем больше оснований доверять величине коэффициента К. Интересно интерпретировать возможные отрицательные коэффициенты К.
Результаты эксперимента помогут указать на те фактические мотивы, которые лежат в основе выбора учащихся, той внутренней предпосылки, которая часто не осознается самим индивидом.
МЕТОДИКА 4
Определение ценностно-ориентационного единства коллектива 1
Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.
Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность, внимательность, активность, решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.
Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.
Обработка результатов. Мера ЦОЕ устанавливается по формуле:
, где
ЦОЕ проц. — количество выраженности степени ЦОЕ в группе;
П — сумма выборов, приходящих на 5 качеств, получивших в данной группе наибольшее количество выборов;
Т — сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов;
Н — общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
ЦОЕ>50 — группа достигла уровня развитого коллектива.
ЦОЕ от 30 до 50 — группа промежуточная по своему развитию.
ЦОЕ<30 — недостаточно развитая группа.
1. См. Вайсман Р. С, Комарова Л. Э. Опыт исследования ЦОЕ и эффективности малых производственных бригад. — В сб. Вопросы психологии личности. — Ульяновск, 1977.
МЕТОДИКА 5
Определение опосредованности межличностного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности
Учащимся класса предлагается список из 39 положительных и отрицательных качеств личности (в разбивку), в которых проявляется отношение к труду, этическим нормам и правилам поведения, и отношение к эмоционально-межличностным взаимоотношениям.
№ п/п |
1 группа качеств (отношение к труду) |
2 группа качеств (этические нормы и правила) |
3 группа качеств (качества эмоционально-психологического общения) |
1 |
Любознательность |
Скромность |
Несдержанность |
2 |
Нерешительность |
Индивидуализм |
Общительность |
3 |
Старательность |
Смелость |
Развязность |
4 |
Эрудированность |
Безнравственность |
Изворотливость |
5 |
Увлеченность работой |
Идейность |
Непринужденность |
6 |
Дисциплинированность |
Верность слову |
Воспитанность |
7 |
Небрежность |
Мужество |
Гордость |
8 |
Исполнительность |
Вежливость |
Уступчивость |
9 |
Целеустремленность |
Доброта |
Застенчивость |
10 |
Настойчивость |
Принципиальность |
Скрытность |
11 |
Безынициативность |
Снисходительность |
Дружелюбие |
12 |
Аккуратность |
Находчивость |
Взаимопомощь |
13 |
Леность |
Честность |
Недоверчивость поведения |
Каждому ученику предлагается выбрать из 39 качеств 5 (пять), которые он считает наиболее важным для личности как члена коллектива.
Подсчитывается число выборов качеств по всей группе. Если в число наиболее ценных попадет не менее 55 проц. тех качеств, которые связаны с учебной деятельностью, то делается вывод о том, что в эталоне межличностного восприятия в данной группе действительно доминируют качества, связанные с основным содержанием совместной деятельности.
Доминирование качеств II группы говорит о том, что хотя межличностное восприятие опосредовано содержанием социально-ценной деятельности, однако, она не является основной.
Доминирование качеств эмоционально-психологического общения говорит о том, что в группе преобладает личностно-значимая цель, а не общественно-значимая.
МЕТОДИКА 6
Психологический климат коллектива
В целях более точной оценки психологического климата коллектива рекомендуется провести анкету по принципу методики полярных профилей. Делается это так. По данной таблице каждый учащийся оценивает показатели, характеризующие его класс. 3 — свойство выражено всегда: 2 — в большинстве случаев; 1 — иногда.
Название качеств (+) +3+2+1 |
Степень выраженности качеств |
Название качеств (-) -3-2-1 |
Преобладает доброжелательность |
|
Преобладает конфликтность, антипатии |
Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности |
|
Члены коллектива проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и участие всех |
|
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть и злорадство |
Относятся с уважением к мнению друг друга |
|
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению других. |
Коллектив активен, полон энергии |
|
Коллектив пассивен, инертен |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
|
Невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. |
В коллективе справедливое отношение ко всем, защищают слабых |
|
Коллектив делится на «привилегированных» и «пренебрегаемых», высмеивают слабых |
Обработка результатов: складываются оценки показателей по каждой стороне таблицы, проводится их сравнение и на основе этого делается общий вывод.
МЕТОДИКА 7
Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.
Анкета 1.
Мнение о дружбе и приемлемости в классе
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.
Анкета 2
Мнение о взаимопомощи в классе
1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда просят об этом.
4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
1. С изменениями из: Практические знания по психологии, Под ред. А. Ц. Пуни. М., 1977, с. 24—25.
Анкета 3.
Мнение о взаимной ответственности в классе
1.У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.
2. В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.
3. Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.
4. Мы стараемся не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.
5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.
6. В нашем классе нет взаимной ответственности.
Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.
Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.
И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.
В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.
Подводя итоги проведенных исследований студент должен выяснить следующее:
1. Уровень развития данного класса как коллектива, его ценностно-ориентационное единство.
2. Дать обобщенную картину состояния межличностных взаимоотношений или статусную структуру группы, которая характеризуется особыми диагностическими показателями: уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), «индексом изоляции» и «индексом групповой сплоченности» или коэффициентом взаимности (KB),
3. Ответить на вопрос, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений в классе?
4. Являются ли «звезды» фактическими лидерами в классе, каково их место и роль в системе деловых отношений?
5. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбирает?
6. Количество группировок в классе, чем это вызвано? Какова роль группировок в жизни класса? Что в них объединяет ребят?
7. В каком отношении находятся официальная и действительная структуры коллектива?
8. На чем строится авторитет референтной группы класса?
9. Какими целями и задачами совместной деятельности опосредовано межличностное общение учащихся класса?
ФОРМА ОТЧЕТА
По окончанию педагогической практики студент представляет на кафедру психологии характеристику коллектива класса. Характеристика оформляется в отдельной тетради, на титульном листе которой указывается школа, класс, в которых студент проходил педагогическую практику.
К характеристике прилагаются все материалы исследования (таблицы, анкеты учащихся, диаграммы и т. д.). При написании характеристики следует руководствоваться программой, разделы и пункты которой получили достаточное освещение в методических рекомендациях,
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ,1965, с. 33—60.
2. Баниотто В. И. Структура межличностных отношений. —Киев, 1975.
3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малыхгруппах. — Минск, 1976.
4. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений вдетском коллективе. — Минск, 1969.
5. Коллектив и личность. М., «Наука» 1976, с, 3—96.
6. Психологическая теория коллектива (Под ред. А. В. Петровского;) М.: Педагогика, 1979.
7. Практикум по общей психологии (Под ред. А. И. Щербакова). М.: Просвещение, 1979. Тема 5.
8. Практические занятия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. (Под ред. проф. А. В, Петровского) — М; Просвещение, 1972. Знание 18,20.Белохол, тип. Заказ 2810, Тир. 500,
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста