- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».
Одной из важных проблем стоящей перед педагогами многих дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.
Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.
Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.
Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.
Основной целью взаимодействия сада с семьей является гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.
Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.
В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими в группах раннего возраста детского сада «Золотая рыбка», является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.
Поэтому перед нами педагогами встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс.
Представляю вашему вниманию опыт общения и взаимодействия педагогов нашей группы с родителями воспитанников.
Мы считаем, что основными условиями эффективного привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, являются:
– создание в группе на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;
– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.
При вовлечении родителей в воспитательно-образовательный процесс используем следующие этапы:
1. Ознакомительный - на данном этапе родители знакомятся с жизнью детей в детском саду и группе.
Еще до поступления малыша в ДОУ устанавливаем первые контакты между семьёй и нашим детским садом: приглашаем родителей посетить наш сад и познакомиться с развивающей средой, особенностями педагогической работы. Организуем встречи со специалистами (психолог, мед. сестра), во время этих встреч родители получают ответы на волнующие их вопросы. Проводим экскурсии по групповым помещениям, знакомим родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Знакомим родителей с игрушками, учебными пособиями, детскими книгами для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.
Предлагаем родителям памятки с рекомендациями:
Ценность этих встреч в том, что молодые родители получают определённую психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше ориентироваться в особенностях развития и воспитания детей раннего возраста.
Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, социальный опрос.
2. Второй этап - вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс – активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.
На этом этапе не малую роль играет наглядная информация, она решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
В группе оформлен родительский уголок, где родители могут познакомиться с годовыми задачами детского сада; режимом дня, расписанием кругов на текущий учебный год. Есть стенд «Наши работы», куда вывешиваются рисунки и выставляются поделки детей.
Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией, на котором размещаются рекомендации, памятки.
Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации родители проникаются доверием к педагогам и легче идут на контакт.
У многих из них возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои психолого-педагогические знания и умения. На этом этапе родители активны и включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в подготовке развлечения для малышей. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.
В нашем дошкольном учреждении мы применяем технологию Марии Монтессори.
Основным отличием технологии М. Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Мы педагоги должны помочь родителям сформировать педагогическое сознание, зрелое отношение к своей родительской миссии, к ответственности, которую они должны принять на себя в воспитании и развитии индивидуальности ребёнка, без какого – либо авторитарного давления.
С этой целью для родителей наших воспитанников я организовала «Школу заботливых родителей». ( приложение №2)
Работа школы выстроена, исходя из следующих положений
- семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности;
- воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей;
- развитие родительского самосознания;
- установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом
информаций, взаимной помощью.
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Заседания «Школы молодых родителей» проходят в разнообразной форме: круглый стол, семинар – тренинг, семинар – практикум, вечер вопросов и ответов.
На заседаниях школы обсуждаются различные темы, такие как:
«Знакомство с технологией М. Монтессори». В ходе данной встречи познакомила родителей с особенностями технологии М. Монтессори. Провела, презентации дидактического материала, ценность которого заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий. Родителям была предоставлена возможность самостоятельной работы с дидактическим материалом.
Также организовала просмотр фото и видео материала, снятого во время самостоятельной работы детей в практической, сенсорной зонах и зоне родного языка. Подготовила для родителей рекомендации: «Монтессорианские заповеди», «Наши правила».
(приложение №3)
«Этот удивительный ранний возраст». На этом заседании познакомила родителей с особенностями воспитания и особенностями психического и физического развития ребёнка на втором – третьем году жизни. Родители высказывали свои мнения по проблемам воспитания и развития детей, делились опытом своего семейного воспитания.
«Неболейка». Это заседание провела с целью пополнения знаний родителей воспитания здорового малыша, о методах приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Обсудили такие вопросы: «Что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?», «Что такое закаливание?», «Кто в домашних условиях проводит закаливающие мероприятия, и какие?».
Для того чтобы родители могли осмыслить полученную информацию и следовать
им, подготовила памятку «Закаливание», рекомендацию «Где, моя большая ложка?»
(приложение №4)
Такие встречи способствуют повышению родительской компетентности, а также сближают педагогов и родителей.
В работе с родителями мы порой сталкиваемся с объективными трудностями. Во-первых, это — взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей — занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в семинарах и других видах работы в группе. Некоторые родители считают достаточно беседы с педагогами во время утреннего приема и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Но этого, конечно же, не достаточно.
Одним из путей решения данной проблемы для меня стал выпуск журнала «Кроха» для родителей. Каждый номер посвящен определённой теме:
Также в группе создана библиотечка специальной литературы для родителей по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста. Литературу периодически меняем и подбираем по интересующим вопросам родителей.
Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:
В нашей группе существует традиция, детям, переходящим в следующую возрастную группу дарим диск с фотографиями из жизни малыша в группе: как одевается, как обедает, как играет, поёт, танцует и многие другие эпизоды. Родители сравнивают своих детей, какими крохами они пришли в ясли и уходят повзрослевшими и многому научившимися.
Для более содержательной и эффективной работы предложила родителям, заполнить анкету для выявления наиболее интересных и волнующих их тем для обсуждения и выбора форм взаимодействия в дальнейшей работе «Школы заботливых родителей». Надеемся, что это повысит активность родителей в участии жизни группы, повысит их ответственность за воспитание и развитие детей в семье. (приложение №5)
Мы педагоги считаем, что постепенное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приносит свои положительные результаты для всех участников педагогического процесса.
В динамике развития детей видны положительные результаты. Это — более высокие показатели развития бытовых навыков, социально – эмоционального развития, развитие мелкой и общей моторики, развитие сенсорных навыков, развитие речи детей в сравнении с показателями диагностики за I и II половину 2009 - 2010 учебного года. (приложение № 6)
Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к воспитателям группы и детского сада в целом.
Мы педагоги, в свою очередь, имеем возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.
Таким образом, привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста