Получи документы

«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».

article756.jpg

 

Одной из важных проблем стоящей перед педагогами многих дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.

Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Основной целью взаимодействия сада с семьей является гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.

Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.

В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими в группах раннего возраста детского сада «Золотая рыбка», является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.

Поэтому перед нами педагогами встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс.

Представляю вашему вниманию опыт общения и взаимодействия педагогов нашей группы с родителями воспитанников.

Мы считаем, что основными условиями эффективного привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, являются:

– создание в группе на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;

– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.

При вовлечении родителей в воспитательно-образовательный процесс используем следующие этапы:

1. Ознакомительный - на данном этапе родители знакомятся с жизнью детей в детском саду и группе.

Еще до поступления малыша в ДОУ устанавливаем первые контакты между семьёй и нашим детским садом: приглашаем родителей посетить наш сад и познакомиться с развивающей средой, особенностями педагогической работы. Организуем встречи со специалистами (психолог, мед. сестра), во время этих встреч родители получают ответы на волнующие их вопросы. Проводим экскурсии по групповым помещениям, знакомим родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Знакомим родителей с игрушками, учебными пособиями, детскими книгами для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.

Предлагаем родителям памятки с рекомендациями:

 

 

 

Ценность этих встреч в том, что молодые родители получают определённую психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше ориентироваться в особенностях развития и воспитания детей раннего возраста.

Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, социальный опрос.

2. Второй этап - вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс – активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.

На этом этапе не малую роль играет наглядная информация, она решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В группе оформлен родительский уголок, где родители могут познакомиться с годовыми задачами детского сада; режимом дня, расписанием кругов на текущий учебный год. Есть стенд «Наши работы», куда вывешиваются рисунки и выставляются поделки детей.

Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией, на котором размещаются рекомендации, памятки.

Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации родители проникаются доверием к педагогам и легче идут на контакт.

У многих из них возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои психолого-педагогические знания и умения. На этом этапе родители активны и включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в подготовке развлечения для малышей. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.

В нашем дошкольном учреждении мы применяем технологию Марии Монтессори.

Основным отличием технологии М. Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Мы педагоги должны помочь родителям сформировать педагогическое сознание, зрелое отношение к своей родительской миссии, к ответственности, которую они должны принять на себя в воспитании и развитии индивидуальности ребёнка, без какого – либо авторитарного давления.

С этой целью для родителей наших воспитанников я организовала «Школу заботливых родителей». ( приложение №2)

Работа школы выстроена, исходя из следующих положений

- семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности;

- воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей;

- развитие родительского самосознания;

- установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом

информаций, взаимной помощью.

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Заседания «Школы молодых родителей» проходят в разнообразной форме: круглый стол, семинар – тренинг, семинар – практикум, вечер вопросов и ответов.

На заседаниях школы обсуждаются различные темы, такие как:

 

«Знакомство с технологией М. Монтессори». В ходе данной встречи познакомила родителей с особенностями технологии М. Монтессори. Провела, презентации дидактического материала, ценность которого заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий. Родителям была предоставлена возможность самостоятельной работы с дидактическим материалом.

Также организовала просмотр фото и видео материала, снятого во время самостоятельной работы детей в практической, сенсорной зонах и зоне родного языка. Подготовила для родителей рекомендации: «Монтессорианские заповеди», «Наши правила».

(приложение №3)

 

 

«Этот удивительный ранний возраст». На этом заседании познакомила родителей с особенностями воспитания и особенностями психического и физического развития ребёнка на втором – третьем году жизни. Родители высказывали свои мнения по проблемам воспитания и развития детей, делились опытом своего семейного воспитания.

 

«Неболейка». Это заседание провела с целью пополнения знаний родителей воспитания здорового малыша, о методах приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Обсудили такие вопросы: «Что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?», «Что такое закаливание?», «Кто в домашних условиях проводит закаливающие мероприятия, и какие?».

Для того чтобы родители могли осмыслить полученную информацию и следовать

им, подготовила памятку «Закаливание», рекомендацию «Где, моя большая ложка?»

(приложение №4)

 

 

 

Такие встречи способствуют повышению родительской компетентности, а также сближают педагогов и родителей.

В работе с родителями мы порой сталкиваемся с объективными трудностями. Во-первых, это — взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представле­ние о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей — занятые люди, которые не всегда могут поз­волить себе уделить время на участие в семи­нарах и других видах работы в группе. Некоторые родители считают достаточно беседы с педагогами во время ут­реннего приема и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Но этого, конечно же, не достаточно.

Одним из путей решения данной пробле­мы для меня стал выпуск журнала «Кроха» для родителей. Каждый номер посвящен определённой теме:

 

 

 

 

 

Также в группе создана библиотечка специальной литературы для родителей по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста. Литературу периодически меняем и подбираем по интересующим вопросам родителей.

Плюсы такой формы взаимодействия с роди­телями заключаются в следующем:

 

 

В нашей группе существует традиция, детям, переходящим в следующую возрастную группу дарим диск с фотографиями из жизни малыша в группе: как одевается, как обедает, как играет, поёт, танцует и многие другие эпизоды. Родители сравнивают своих детей, какими крохами они пришли в ясли и уходят повзрослевшими и многому научившимися.

Для более содержательной и эффективной работы предложила родителям, заполнить анкету для выявления наиболее интересных и волнующих их тем для обсуждения и выбора форм взаимодействия в дальнейшей работе «Школы заботливых родителей». Надеемся, что это повысит активность родителей в участии жизни группы, повысит их ответственность за воспитание и развитие детей в семье. (приложение №5)

Мы педагоги считаем, что постепенное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приносит свои положительные результаты для всех участников педагогического процесса.

В динамике развития детей видны положительные результаты. Это — более высокие показатели развития бытовых навыков, социально – эмоционального развития, развитие мелкой и общей моторики, развитие сенсорных навыков, развитие речи детей в сравнении с показателями диагностики за I и II половину 2009 - 2010 учебного года. (приложение № 6)

Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к воспитателям группы и детского сада в целом.

Мы педагоги, в свою очередь, имеем возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.

Таким образом, привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД