Приложение МААМ

7 мая. День физика («День Архимеда»)

article18357.jpg

«Учредить праздник: День Физика. Считать Днём Физика день рождения Архимеда. Постановить, что Архимед родился 7 мая 287 г. до н.э.» – с этого шуточного решения комсомольской конференции физического факультета МГУ началась в 1960 году традиция замечательного студенческого праздника. Физики были неформальными лидерами той эпохи, «знаменем времени». К людям этой профессии относились с особенным уважением – как к учёным, которые приближены к главным тайнам Природы и Мироздания. Это не удивительно: ведь на первом плане были в то время покорение атома и космического пространства.

Празднование Дня Физика положило начало бурному расцвету студенческого творчества в нашей стране. Представления и импровизации, которые ставились студентами-физиками, стали своеобразным прообразом получивших впоследствии всеобщую популярность КВНов и СТЭМов.

В 1960-х годах праздник приобрел мировую популярность. Его снимало телевидение, о нем оповещало радио, писали газеты и журналы, он попал даже на мировой экран. Очевидцы вспоминают, что Дни Архимеда поражали, прежде всего, громадным энтузиазмом. Словно у всех его участников внутри работал какой-то мощный и неистощимый источник энергии. Поэтому люди буквально ломились на представления Дня физика, которые, вслед за студентами МГУ, стали проводить и на физфаках других вузов.

Традиция Дня Архимеда, угасшая было в конце 70-х, в наше время возвратилась вновь, в новом формате, но с прежним главным смыслом и молодым задором. Новым классическим мероприятием Дня Физика стала Антинаучная конференция, в рамках которой докладчики рассуждают о разных темах с научно-юмористическим подходом. И, конечно же – выступления команд КВН и СТЭМов, конкурс красоты Мисс Физика, рок-фестивали любительских групп (на которые иной раз заглядывают и профессиональные), интеллектуальные игры в стиле «Что? Где? Когда?», дискотеки, соревнования.

Среди наших учеников и воспитанников тоже есть будущие физики. Поддержать их интерес к естественным наукам призваны различные опыты и эксперименты. Вот некоторые из них.

10 опытов и экспериментов, проведённых вместе с детьми

Чудеса: бутылка наполняется, стоя горлышком вниз, подкрашенная гуашью водичка в ней поднимается. Бутылка была перед этим нагрета: наполнена горячей водой. Похожий на фокус опыт основан на том, что оставшийся внутри горячий воздух, остывая, засасывает жидкость в сосуд, до тех пор, пока его температура не сравняется с температурой этой жидкости.

Дети изучают свойства огня. Наглядным образом они убедились, что его пламя «боится» воды, песка, снега. А горит только от постоянного притока кислорода: если накрыть свечу контейнером, то её огонёк вскоре погаснет.

Простой и наглядный макет Солнечной системы: пластилиновые планеты вращаются по своим орбитам. В ходе опыта дети делают правильный вывод, что без Солнца сойдут с этих орбит и планеты.

Большое впечатление на детей производит опыт-эксперимент «Извержение вулкана». Процесс извержения запускается при помощи соды, лимонной кислоты или уксуса, а также жидкого мыла и красной краски (гуаши).

Сода и уксус помогут ещё в одном интересном эксперименте: шарик надувается «сам», без помощи человека!

Эксперимент с капустными листьями демонстрирует, как растения «пьют воду». Оставленные на ночь в подкрашенной водичке, листья окрасились каждый в свой цвет.

Эксперимент «Что из чего сделано?» Материал, из которого изготовлен тот или иной предмет, легко можно определить и на ощупь.

Опыт «Змея фараона»: она вырастает прямо из песка и пламени. Дело в том, что песок был заранее пропитан спиртом, а в песчаный «кратер» насыпали немного соды и сахара.

Сделайте с детьми «волшебную радужную воду» или «лавовую лампу». Секрет этих опытов состоит в том, что чем больше сахара, тем выше плотность воды, и тем ниже этот слой будет в стакане. То же самое: соль тяжелее масла. А пищевые красители помогают сделать опыт более наглядным и зрелищным!

И, конечно же, опыты со статическим электричеством, куда же без них! Вот и воздушный шарик превратился в магнит!

В начале классического мероприятия Дня физика – поставленной студентами оперы «Архимед» – из гигантского тома «Основ физики» появляется «именинник» (разумеется, в древнегреческой тоге, сделанной из простыни), и вопрошает: «Так чего же достигли вы, потомки?» Ответ держат Ньютон, Резерфорд, Попов и даже Рентген с наклеенными белыми рёбрами. Мы уверены: и новому поколению физиков, которые сейчас в свободное от учёбы время играют в КВН, тоже будет что ответить великому Архимеду.

Предыдущие статьи:

Поделитесь с коллегами и друзьями про «7 мая - День физика («День Архимеда»)»!

Поделитесь в сетях и мессенджерах:



Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД