Ольга Трибушная
Консультация «Звуковой анализ слова: как его надо выполнять»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Мастер - класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме:
«ЗВУКОВОЙ
Как его надо выполнять»
Подготовила
воспитатель МБДОУ д/с № 45, г. Белгород
Трибушная О,В.
«ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Цель:
Публикация «Консультация „Звуковой анализ слова: как его надо выполнять“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.
Задачи:
• Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
• Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
• Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
• Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
• Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.
Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)
- Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков,
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.
Твёрдые звуки, обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа : выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства ( фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, в речевом плане, по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,
предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Слова, которые не следует давать для анализа :
слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т. к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом :
Возьмите пеналы с цветными фишками.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :
1. Выделим голосом первый звук :
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук :
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку : Д О М.
Напечатаем слово буквами : ДОМ
Звуковой анализ слова КИТ
1. Выделим голосом первый звук :
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук : пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки : М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки : П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:
• МЕЛЬ – звук ль мягкий.
• МЕЛ – звук л твердый.
• КОТ – звук К твердый.
• КИТ – звук Кь мягкий.
Родители могут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
«Техника безопасности» при запоминании букв
1. Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».
2. Знакомьте сразу не со всеми буквами в такой последовательности : гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …
3. Не следует соотносить букву, с какой- то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом.
Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т. е. использовать разные анализаторы : слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.
Приёмы запоминания зрительного образа буквы.
• На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т. д. (книжка-малышка)
• Слепить букву из пластилина, теста;
• Написать букву на песке, на манке, в воздухе;
• Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;
• Сделать букву из рук;
• Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребё нку границы: 1 страница или половина страницы.
• Находить буквы на вывесках магазинов.
• Узнай буквы по зеркальному изображению
• Переделать букву или «Буквенный конструктор»
Игры на каждый день в которые можно поиграть с детьми в свободное время.
1. «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)
Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.
Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор)
2. «Морской бой».
Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.
3. «Угадай букву»
На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.
4. «Узнай на ощупь»
В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя, и называет.
Игра «Магазин»
Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.
- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)
- Платите деньги.
- Вот вам звук [м]
- Продано.
Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)
Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист)
Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)
Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.
Игры «Где звук?», «Зажги свет в окне» (пособие «Домик», «Как сорока принесёт слово?» (в клюве, в крылышке или на хвосте, «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком).