Щепелина Ольга Васильевна
Консультация «Звуковой анализ слов»
Обучение звуковому анализу слова является одной из задач такого понятия, как подготовка детей к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове,
Публикация «Консультация „Звуковой анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,
определение места звука в слове.
Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Это подготовительный этап в последующем обучении звуковому анализу - необходимо научить воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является протяженное произнесение отдельных звуков (методика Л. Е. Журовой). В средней группе детей учат особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (рррак, дддым, сссом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс. Детям предлагается назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, мышшшка, камышшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова «песенка» начинает употребляться слово «звук». Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове «миска» звук С», «Назови слова».
Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети узнают основные признаки гласных звуков - они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков - произносятся несвободно, встречая преграды. Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ слов.
Звуковой анализ - это выделение отдельных звуков, определение количества и места звуков в слове, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый – мягкий, звонкий-твердый). Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально (схематично) представлено: используем схемы слов, звуковые линейки, цветовые фишки для характеристики звуков.
Таким образом, обучение звуковому анализу входит в систему работы по подготовке к обучению грамоте. Эту работу целесообразно начинать уже в среднем дошкольном возрасте, отбирая методы и приёмы в соответствии с поставленными задачами, учитывая возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников.
Литература
1. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова /Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980.
2. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М., 1994.
3. Сохин, Ф. А., Тумакова, Г. А. Ознакомление детей 5 лет с основным принципом звукового строения слова. – 1970.