Татьяна Перелыгина
Звуковой анализ и синтез слов в домашних условиях в помощь родителям при подготовке ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Когда малыш вырастает, остро встает вопрос о подготовке ребенка к школе.
Одним из основных направлений подготовки к школе, для детей с речевыми нарушениями, является формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов. Почему это так важно? Все очень просто, дети могут пропускать гласные и согласные звуки при письме. Еще одним немаловажным является, то, что весь принцип обучения грамоте строится на звукобуквенном анализе и синтезе слова. Ребенок быстрее научится читать и писать, если овладеет этим навыком. И сегодня мы поговорим о том, что для этого нужно в домашних условиях.
Публикация «Звуковой анализ и синтез слов в домашних условиях в помощь родителям при подготовке ребенка к школе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Темочки
Для этого нужно чтобы ребенок прекрасно понимал, что такое звук и что такое буква? Для разграничения данных понятий, детям мы даем правило, которое они очень хорошо запоминают и прекрасно воспроизводят. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Это очень просто. Звуки бывают гласными и согласными. Если спросить детей о том, чем отличаются гласные звуки от согласных, они без труда вам ответят, что гласные звуки умеют петь, а вот согласные – нет. Немного сложнее с тем, что согласные могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Но у опытных и умелых педагогов дети легко преодолевают эти трудности. И родители с легкостью могут помочь своим детям приобрести данный навык. С чего начать?
Прежде всего нужно научить ребенка выделять гласные звуки в начале, середине и в конце слова. Так же и согласный звук. Все это можно делать в обыденной жизни. Например, во время прогулки вы говорите ребенку, вот автобус, какой первый звук в слове «ааааавтобус»? Ты у меня умница, какой первый звук? - «У». Посмотри на небо, там что? – Облако, первый звук какой? - «О» и т. д. Здесь очень важно понимать одно, что гласные и согласные звуки должны быть в сильной позиции. Что это значит? Это значит, что как мы произносим, так и пишем. Только такие слова даете для звукового анализа и синтеза детям.
Мы знаем, что легче всего дети запоминают и усваивают материал в игре. Поэтому я предлагаю заниматься анализом и синтезом слов, играя. Для этого не нужно бежать в магазин и покупать дорогостоящие дидактические игры. Такие игры можно сделать своими руками дома, легко и просто. Для этого берем обычный лист бумаги, расчерчиваем его на несколько квадратов – это будет «звуковая линеечка». Берем прищепки трех цветов (синие, зеленые, красные) и договариваемся с ребенком о том, что красные прищепки будут обозначать гласные звуки, синие – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие. Принцип игры заключается в следующем, говорим ребенку, давай проанализируем с тобой слова «Ум». Какой первый звук? – «У», этот звук гласный или согласный? – гласный, мы ведь его можем петь. Поэтому мы берем красную прищепку и цепляем на первый квадратик. Какой второй звук? Помогаем ребенку услышать, выделяя голосом. – «М». Только не «Мэ», а «М», произносим отрывисто. Этот звук какой, гласный или согласный? Твердый или мягкий? – конечно же согласный твердый. Берем синюю прищепку и цепляем на вторую клетку. Сколько всего звуков? Ребенок без труда смотрит на схему и говорит – «Два». Сколько гласных звуков? – «Один». Сколько согласных? – «Один». Ребенок видит сколько каких звуков и легко определяет последовательность звуков в слове, что не мало важно. И таких игр можно придумать огромное множество.
Чтобы был результат, этим нужно заниматься не время от времени, а регулярно, каждый день, по 3-4минуты в день. Брать 2-3 слова и анализировать их с ребенком. Только ни в коем случае не заставлять своего ребенка, а заниматься играя. Тогда у вас все получится. И этим вы поможете своему ребенку подготовиться к школе.