Снежана Аглетдинова
Звуки [м]–[мь]. Буква М.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование понятия о согласном звуке, о звонкости, твердости-мягкости согласных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;
2) обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;
3) познакомить с буквой М;
Коррекционно-развивающие:
1) развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;
2) развивать фонационное дыхание;
Коррекционно-воспитательные:
1) воспитывать культуру речи.
Методическое обеспечение
Публикация «Звуки [м]–[мь], Буква М,» размещена в разделах
Дидактические средства: предметные картинки с изображением коровы, теленка, картина «Корова на лугу», 2 звуковых человечка (синий и зеленый, предметные картинки с изображением молочных продуктов, счетные палочки, карточка с буквой М.
Мотивация: появление в группе куклы Маши из деревни Масленкино.
Ход занятия:
1. Органuзационный момент.
- В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: а-о-у-ы-э-и
А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза).
- Какие звуки пела Маша? (гласные) Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды). Сколько всего гласных звуков? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком, который отличается от гласных звуков.
2. Знакомство со звуком [м].
- У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает».
Логопед демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова - длинные рога?
- М-м-м! - Мычит корова, - иду я на луга.
- Как мычит корова? Произнесите звук [м].
- Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).
Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
- Звук [м] гласный или согласный? Почему?
- Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.
Звук [М] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].
- Звук [м] обозначается синим квадратиком с колокольчиком.
Колокольчик на квадрате «говорит», что звук [М] звонкий.
- Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука [м]. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.
4. Выделение звука [М] из состава слова. Игра «Поймай звук».
- Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков : в, м, ш, н, м, л, м, ф, n, м.
Среди слогов: ам, оп, н,у, мы, па, му.
Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.
Любит Маша манную кашу.
Любит Маша попить молока.
Чтобы сытая коровушка была.
Чтобы много молока она дала.
Пришла корова на луга.
- Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)
- Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.
5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья» назад.
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут» руками.
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
6. 3накомство со звуком [МЬ].
- М-м-м - корова замычала, она теленочка искала.
А теленок ей в ответ: - Мь-мь-мь.
Корова мычит строго: М-М-М. Звук [М] - твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: МЬ-МЬ-МЬ. Звук [МЬ] - мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку.
- Какой же звук [Мь]?
Звук [Мь] согласный, звонкий, мягкий.
- Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий, то квадратик с колокольчиком.
- А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой. Зовут его Мик.
7. Дифференциация звуков [М] - [МЬ].
- Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо).
Мук любит продукты со звуком [м] в названии, а Мик - со звуком [мь].
Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.) Почему? (потому что в слове молоко звук [м] твердый)
А какие Мик? Почему? (ответы детей)
Давайте еще раз произнесем эти звуки : твердый - [м], а мягкий - [мь].
8. Знакомство с буквой «М»
- Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой «М» (показ буквы).
– Изобразить букву пальчиками. Нарисуйте букву в воздухе. Постройте букву М из счетных палочек.
9. Подведение итогов
- Какие звуки вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? (согласный, звонкий, твердый) Какой звук [мь](согласный, звонкий. мягкий)